Онеггер. Оратория «Жанна д’Арк на костре»

Композитор
Год создания
1935
Дата премьеры
12.05.1938
Жанр
Страна
Франция
«Жанна д'Арк на костре». Anton-Hermann Stilke (1843)

«Жанна д’Арк на костре» (фр. Jeanne d’Arc au bûcher) — драматическая оратория (автором жанр не обозначен) Артюра Онеггера в 11 сценах с прологом, либретто П. Клоделя.

Первое концертное исполнение: Базель, 1,9 мая 1938 г., сценическое — Цюрих, 13 июня 1942 г.; в виде оперы, на итальянском языке — Милан, театр «Ла Скала», 4 апреля 1947 г., на французском — Париж, театр «Гранд-опера», 18 декабря 1950 г.

Произведение рисует последние часы жизни национальной героини Франции, картины, проносящиеся в ее сознании перед гибелью. Жанна д'Арк, молодая крестьянская девушка, возглавившая борьбу французского народа против английских захватчиков (XV в.), была предана церковью и осуждена как еретичка на сожжение. Монах брат Доминик читает Жанне, привязанной к столбу, книгу ее жизни. Ей кам<ется, что судьи не люди, а звери. На судейских скамьях — свинья, ослы и бараны. Судьбу Жанны решает карточная игра четырех королей: трое из них — владыки Англии, Франции и Бургундии, четвертый — сама смерть. Перед девушкой встают образы родного села, видения: архангел Михаил вручает ей меч, с которым она освободит отчизну. Книга ее жизни закрыта. Тщетно пытается священник убедить ее отречься от «ереси». Все выше вздымаются языки пламени, она слышит голоса неба и умирает, отдав свою жизнь за свободу родины.

Построение драмы Клоделя напоминает средневековые мистерии с их аллегорическими фигурами. Музыка Онеггера смело сочетает, казалось бы, несочетаемое: григорианский хорал, безыскусную народную песню, изощреннейшие полифонические формы, декламацию без оркестра, симфонические построения, в сцене суда он сталкивает хорал и чуть ли не фокстротные ритмы. Вся эта кажущаяся интонационная пестрота подчинена единому замыслу. Музыка исполнена высокого драматизма и эмоциональной силы; это подлинно демократическое произведение, рассчитанное на восприятие массовой аудитории.

Драматическая оратория Онеггера с успехом исполнялась во многих странах. В 1953 г. Р. Росселини поставил ее в Неаполе с И. Бергман в главной роли. Один из лучших спектаклей последних десятилетий — работа режиссера А. Эвердинга в Мюнхене (1984).

А. Гозенпуд


Состав исполнителей:

• Чтец
• Жанна д'Арк (без пения)
• Брат Доминик, монах (без пения)
• Дева Мария (сопрано)
• Святая Маргарита (сопрано)
• Святая Екатерина (контральто)
• Боров, председатель суда (тенор)
• Осел, писец (тенор)
• Зерно (без пения)
• Мамаша винных бочек (без пения)
• 3 герольда (тенор, бас, без пения)
• монахи, священники, толпа, дети (хор, детский хор), оркестр

История создания

В творчестве Онеггера оратории принадлежат к одному из ведущих жанров. Большая их часть создана в 1930-е годы: «Крики мира», «Пляска мертвых», «Николя из Флю», «Жанна д'Арк на костре». Последняя оказалась особенно созвучной настроениям эпохи — кануна Второй мировой войны и французского Сопротивления. Она была задумана, по словам Онеггера, как «грандиозная народная фреска» и воспринималась современниками как массовое представление в духе вновь популярных в то время празднеств Великой Французской революции 1789—1794 годов, развертывавшихся на площадях Парижа с участием и в присутствии тысяч людей. «Я попытался в этом произведении быть доступным массам и в то же время интересным для музыканта», — утверждал композитор. С другой стороны, первая мысль об оратории пришла в голову знаменитой любительнице искусств, танцовщице и драматической актрисе Иде Рубинштейн, когда она присутствовала в Сорбонне на студенческом спектакле в стиле народных средневековых мистерий. Ей оратория и посвящена.

Онеггер обратился к Полю Клоделю с предложением разработать сюжет о Жанне д'Арк (1410 или 1412—1431), 500-летие первого подвига которой — освобождения Орлеана, за что она и получила имя Орлеанской Девы, — отмечалось в 1929 году. Поль Клодель (1868—1955), крупнейший французский писатель и поэт, почти полвека, вплоть до середины 30-х годов, отдал дипломатической службе и побывал во многих странах. Обращение в 1886 году к католицизму оставило глубокий след в его творчестве, о чем свидетельствуют пьеса «Благовещение Марии», переводы псалмов, текст для оратории «Крестный путь», цикл стихотворений «Календарь Святых»; в 30-е годы появились «Религия и поэзия», «Месса вон там», «Поэт видит крест», «Мистика драгоценных камней». В католических кругах его считали «новым Шекспиром». Известная французская энциклопедия Ларусса так характеризует Клоделя: «Символист и в то же время реалист, во всяком случае глубокий мистик; простой и одновременно изысканный, часто темный и мощный, он придал своему искусству грубую примитивную форму...»

В сюжете о Жанне д'Арк, необычайно популярном во Франции, Клодель видел близкие себе мистические мотивы и искал для него оригинальную трактовку. Он предложил свободное построение трагедии. По словам Клоделя, «вершина жизни Жанны д'Арк — смерть, костер в Руане. С этой вершины она обозревает всю цепь событий, которая и привела ее сюда, начиная с более близких по времени и кончая более отдаленными, — вплоть до осознания своего призвания, своей миссии». Текст создавался ритмизованной прозой с использованием особенностей народной поэзии, многие эпизоды — на средневековой латыни. По утверждению Онеггера, Клодель «указывал мне строчку за строчкой композицию партитуры. Он заставлял меня проникнуться атмосферой стихов, пояснял характер мелодий... Достаточно слышать, как Клодель читает и перечитывает свой текст. Он это делает с такой пластической силой, что в стихах как бы выделяется музыкальный рельеф, представляемый ясно и четко тому, кто наделен музыкальным воображением». Главная роль первоначально предназначалась Иде Рубинштейн, которая лишь в одной сцене напевала детскую песенку. Немало других ролей также было рассчитано на драматических актеров.

«Жанна д'Арк на костре», обозначенная как драматическая оратория, предполагала сценическую постановку, однако ее премьера состоялась в концертном исполнении на родине родителей Онеггера, в Швейцарии. Это произошло через 3 года после завершения работы над музыкой, 12 мая 1938 года в Базеле, под управлением известного швейцарского дирижера Пауля Захера с Идой Рубинштейн в главной роли. Сценическая премьера прошла 6 мая следующего года в Орлеане, в театре, построенном на развалинах старинной церкви ровно 510 лет спустя после подвига Орлеанской Девы — освобождения города от англичан. «Сотни орлеанцев едва сдерживали слезы. Они чувствовати себя уже не публикой,... а той толпой руанцев, что теснилась некогда вокруг костра и взирала на Святую Жанну, горевшую подобно пламенному вихрю, который возносится из самого сердца Франции». Через 6 лет, в 1945 году Онеггер написал пролог к оратории.

Музыка

Драматическая оратория «Жанна д'Арк на костре» сочетает черты мистерии, страстей и народных площадных представлений. Она состоит из пролога и следующих без перерыва 11 сцен, где чередуются музыкальные и речевые эпизоды. Из сольных вокальных партий наиболее значительны партии Святых Маргариты и Екатерины, вдохновляющих и ободряющих Жанну. Одно из важнейших мест отведено хорам — мужскому, смешанному, детскому.

Хоровой пролог рисует погруженную во мрак, разоренную многолетней войной, разорванную на части Францию. Из стонущих возгласов хора рождается мольба о спасении у солирующего сопрано па канонический молитвенный текст «De profundis» («Из глубины бездны взываю»), которая сменяется энергичным маршем. Чтец четырежды провозглашает «Была девушка по имени Жанна», и хор развивает эту фразу в стремительном фугато. Кульминация пролога — колокольный звон, переданный аккордами 2 фортепиано, на фоне которого хор призывает Жанну к подвигу.

4-я сцена, «Жанна, выданная животным», решена в духе народных средневековых фарсовых представлений. Каждый эпизод открывается фанфарным призывом труб Первый — выборы председателя суда. Тигр, лис и змей отказываются, тогда свою кандидатуру предлагает Боров (пародируется фамилия епископа, председателя руанского трибунала, осудившего Жанну: Кошон — свинья). Его характеризует напыщенная и пошлая ария с использованием латинских фраз, в напряженно звучащем высоком регистре, в сопровождении хора и малой трубы.

Следующий эпизод — выборы заседателей и писца. Первые оказываются баранами (хор подражает их блеянью), второй ослом (крик «и-а» солиста передразнивают хор и «волны Мартено»). Вся эта издевательская музыка накладывается на мрачный хорал низких струнных и духовых инструментов, напоминающих церковный напев Dies irae (День гнева).

На традициях средневековых представлений основана и 8-я сцена, «Король в Реймс собрался». Однако здесь Оннегер обращается к этим традициям не для сатирической характеристики врагов Жанны, а для создания широкой картины народной жизни.

Массовый праздник в честь победы над врагами открывается перезвоном колоколов и коронационным маршем короля, где использованы обороты народной песни «Лаонский перезвон». Другая народная песня варьируется в следующем эпизоде, рисующем объединение северных и южных провинций Франции (север олицетворяет Зерно, юг — Мамаша винных бочек).

Еще одна подлинная народная мелодия — майская песня «Тримазо», порученная преимущественно детским голосам, звучит в центральном разделе 9-й сцены, «Меч Жанны». 11-я сцена, «Жанна д'Арк в пламени», образует грандиозный финал.

Солирующая труба предваряет торжественную фразу нового персонажа — Девы Марии, благословляющей жертву Жанны. В первом разделе воплощены чувства толпы, собравшейся на площади Руана: одни проклинают Жанну-ведьму, другие прославляют Жанну-Деву. Последний раздел завершается торжественным утверждением маршевой темы «Есть радость, которая сильнее всего». Напряжение спадает, звучат умиротворенные голоса детей, прославляющих жертву во имя любви к людям. Заключает ораторию нежное пение соловья, впервые появившееся еще в 1-й сцене, «Голоса неба».

Л. Михеева

Дискография: CD — Deutsche Grammophon. Дирижер Озава, солисты: Келлер, Вильсон, Эскурру, Полле и др.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама