Giroflé-Girofla
Комическая опера Шарля Лекока в трёх действиях.
Либретто А. Ванлоо и Ж. Летерье.
Первое представление состоялось 21 марта 1874 года в Брюсселе.
Содержание излагается по оригинальному либретто.
Действующие лица:
дон Болеро д'Альказарас; Аврора, его жена (альт); Жирофле и Жирофля, их дочери-близнецы (сопрано); Педро и Пахита, слуги дона Болеро (меццо-сопрано и баритон); Мараскин, банкир (тенор); Мурзук, предводитель мавров (тенор); адмирал Мотаморос; гости, пираты, слуги, матросы.
Действие происходит в Испании в конце XIII века.
После бурного успеха «Дочери мадам Анго» Лекок принимается за создание новой оперетты. В основе ее — старый сюжет о героине, вынужденной по ходу действия изображать двух различных персонажей (подобный прием был в свое время использован и Шекспиром). Подан он в нарочито наивном плане, и композитор создает музыку в духе староитальянских фарсовых комедий. В ней много распевных песенок с обаятельной мелодией, все буффонные ситуации, которыми оперетта изобилует, обрисованы Лекоком юмористически, а развернутые финалы-ансамбли приближаются к оперным. Премьера оперетты состоялась также в Брюсселе, после чего «Жирофле-Жирофля» с большим успехом прошла и в Париже.
Первое действие
Терраса дома и парк дона Болеро, расположенный у самого берега моря. Гости приносят свадебные подарки. Сегодня здесь двойной праздник: выходят замуж обе дочери дона Болеро, близнецы Жирофле и Жирофля. Служанка Пахита поет балладу, в которой предупреждает о пиратах. Появляется дон Болеро с буффонными куплетами «Во мне отца все видят». Его энергичная жена Аврора в хлопотах. Сейчас появятся женихи, а у нее еще не все готово. Входят обе невесты в одинаковых платьях. Они так похожи, что даже родители их путают. Их дуэт «О наш отец» — бравурный вальс. Получив отцовское напутствие, они уходят, а в парке появляется один из женихов — Мараскин. Его куплеты «Папаша мой — торговый дом» — веселые, с пародийным припевом. Мараскин требует немедленного венчания. Родители невесты пытаются уговорить его подождать второго жениха, но Мараскин настаивает, и они уступают. Появляется свадебное шествие с невестой. Жирофле впервые видит своего жениха и сразу же в него влюбляется. Их дуэт «О незнакомец молодой» — блестящий, с яркой мелодикой. Под веселый хор гостей «Идем скорей» шествие удаляется в домашнюю церковь дона Болеро.
Тем временем к берегу пристает каравелла. Глухо, таинственно звучит мужской хор. Это пираты. Они притаились в кустах, а из дома выходит Жирофля. Слышится нежный хор служанок «Вас ждет сестра». Пираты нападают на нее и похищают ее вместе со слугой Педро. Пахита поднимает тревогу. Вбегает дон Болеро. Он в отчаянии кидается к адмиралу Мотаморосу, умоляя организовать погоню.
Входят нежно воркующие новобрачные. Они полны блаженства. Идиллию нарушают громкие фанфары, торжественно звучит марш: появляется Мурзук. Как и Мараскин, он влюбился в невесту, увидев лишь ее портрет. Здесь он видит Жирофле и принимает ее за Жирофля. Успевший вернуться от адмирала дон Болеро разъясняет ошибку, но Мурзук требует, чтобы в таком случае Жирофля через десять минут была перед ним. На эти десять минут он удаляется, прихватив с собой Мараскина.
Перепуганные свирепым мавром, родители уговаривают Жирофле выдать себя за сестру и обвенчаться еще раз, теперь с Мурзуком. Девушка пытается сопротивляться, но выхода нет. Мурзук возвращается, и ему представляют Жирофле как его невесту, Пародийно лиричен ансамбль «Моя богиня». Хор «Ну вот, теперь пойдем в капеллу» завершает действие.
Второе действие
Большой салон в доме дона Болеро. Здесь собрались гости по случаю двойной свадьбы. Беззаботен хор гостей. Аврора, спрятав Жирофле, выходит к ним. Мараскин и Мурзук возмущаются отсутствием жен, но Авроре удается их выпроводить. Бодрый марш возвещает о прибытии адмирала Мотамороса. Он готов спасти Жирофля, но требует за это десять тысяч пиастров. Дон Болеро соглашается заплатить, но Жирофля должна быть здесь сегодня же!
Из зала доносятся веселые звуки вальса. Все уходят туда, Мотаморос спешит освободить несчастную пленницу. В салоне появляется тоскующая Жирофле, за ней — ее веселые кузены. В легкомысленном ансамбле они утешают ее. Все пьют шампанское, утешившаяся Жирофле поет виртуозную арию «Дивные чары манят нас» в ритме горделивого болеро. Врывается толпа гостей с веселым, праздничным хором. С гостями — Мараскин и Мурзук, оба навеселе. Они видят Жирофле, и каждый считает ее своей женой. Нежно звучит дуэт Мараскина и Мурзука «О Жирофле (я), моя голубка». Пушечные выстрелы возвещают о прибытии гонца от Мотамороса. В привезенном им письме адмирал сообщает, что ему не посчастливилось, Жирофля все еще в руках пиратов.
Третье действие
Снова терраса. Разъяренный Мурзук требует, чтобы от него перестали прятать жену. Жирофле вновь приходится выдать себя за сестру. В дуэте Жирофле и Мурзука «Красотка Жирофля» тонко воплощены преувеличенно комическая нежность мавра и испуг его мнимой жены. Внезапно в комнату врывается Мараскин, которому объяснили, что это — Жирофле. Вспыхивает ссора. Дон Болеро и Аврора, вбежавшие вслед за Мараскином, признаются Мурзуку в обмане. В этот критический момент возвращается освобожденная Жирофля. Как бравурный вальс звучит ее ария «Я испугалась? О, ничуть». Радостным хором заканчивается оперетта.
Л. Михеева, А. Орелович