Chamber and instrumental music
Феликс Мендельсон-Бартольди создавал камерно-инструментальные произведения в течение всей жизни. Наряду с семью струнными квартетами (первый не был опубликован), он написал ряд сочинений для других инструментальных составов.
Композитор начал создавать музыкальные произведения, когда ему было всего одиннадцать лет. Среди этих сочинений – три фортепианные сонаты и одна скрипичная, две оперы, но первым опубликованным творением вундеркинда стал Фортепианный квартет № 1 до минор, над которым композитор начал работать в 1820 г., а завершил в 1822 г.
Для этого произведения характерны сочетания виртуозных фигураций у фортепиано с гармонично выстроенным балансом между всеми инструментальными партиями. Вторая часть – Adagio – исполнена нежного лиризма, который впоследствии станет отличительной чертой творений Мендельсона. Подвижное скерцо тоже предвосхищает творения зрелого периода. В среднем разделе скерцо из струнных участвуют только альт и виолончель, а партия фортепиано ограничивается левой рукой.
Чуть больше, чем через год, был создан Фортепианный квартет № 2 фа минор, который Мендельсон посвятил своему наставнику Карлу Цельтеру. В этом произведении внимание композитора сосредотачивается не столько на мелодическом, сколько на гармоническом начале, что подчеркнуто активным использованием арпеджированных фигураций в первой части. Степень постижения молодым композитором возможностей гармонического развития с особой ясностью проявляется в ре-бемоль-мажорном Adagio. В третьей части кипучей энергии крайних разделов противопоставляется мягкий средний раздел. Неукротимого движения исполнена заключительная часть.
В 1825 г. завершен Фортепианный квинтет ми минор, посвященный Иоганну Вольфгангу Гёте. Композитор вступает в пору творческой зрелости, чувствуется особая уверенность в развитии мелодического материала. Вдохновенная первая часть – Allegro molto – по праву может быть названа первым мендельсоновским шедевром. Вторая часть – Andante – привлекает внимание своей легкостью и лиричностью. В захватывающем ритме третьей части – скерцо – можно усмотреть предвосхищение увертюры «Сон в летнюю ночь», созданной в 1826 г. Финал отличается особой цельностью структуры, сочетающейся с противопоставлением различных музыкальных образов.
Особое место занимает в творчестве Феликса Мендельсона-Бартольди Струнный октет ми-бемоль мажор. Композитору было всего шестнадцать лет на момент его создания, тем не менее, композитор и скрипач Людвиг Шпор назвал это произведение «единственным в своем роде». Оно стоит на перепутье между симфоническими произведениями Мендельсона и его камерно-инструментальным творчеством, вбирая в себя даже некоторые черты концертного жанра, но будучи камерным по составу.
В 1826 г. Мендельсон создает Струнный квинтет ля-бемоль мажор. Первоначально произведение состояло из четырех частей – Allegro con moto, Скерцо, Менуэта и Allegro vivace. Композитор вернулся к этому произведению в 1832 г., узнав о безвременной смерти своего наставника и друга Эдуарда Рица. Под впечатлением этого трагического события он создает для квинтета медленную часть – Интермеццо, которое он сам определил как «грандиозное Adagio». Интермеццо, отличающееся от более ранних частей большей глубиной и зрелостью, стало второй частью квинтета, предшествующей Скерцо, а Менуэт был исключен.
В 1845 г. композитор создает Квинтет № 2 си-бемоль мажор, по своему восторженному настроению близкий юношескому Октету.
Из двух фортепианных трио, созданных Мендельсоном, наибольшую популярность приобрело Трио № 1 ре минор, ставшее одним из наиболее часто исполняемых сочинений не только среди камерных произведений этого композитора, но и среди камерных ансамблей в целом. Первая часть, начинаясь кантиленной «бесконечной мелодией», постепенно приобретает скерцозный характер, а затем появляется вальсовость. Фортепианное соло в начале второй части напоминает мендельсоновские «Песни без слов», к фортепиано постепенно присоединяются струнные. Третья часть – скерцо – удивительно лаконична и подвижна. В четвертой части из основной темы, написанной в балладном духе, возникает множество новых тем. Наибольшей сложностью в финале отличается фортепианная партия.
Фортепианное трио № 2 до минор несколько менее популярно, но не менее интересно. Все характерные черты стиля Мендельсона нашли в нем отражение. Первая часть – Allegro energico e con fuoco – исполнена драматизма. Проникновенная кантилена второй части – Andante espressivo – напоминает о лирике «Песен без слов». Виртуозное скерцо по образному строю перекликается со сказочной фантастикой «Сна в летнюю ночь». Финал, насыщенный полифоническими приемами, завершается торжественным звучанием рождественского хорала, который Мендельсон использовал ранее в органной сонате.