Stabat Mater, Op. 58
Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, хор, оркестр.
История создания
Антонин Дворжак — родоначальник жанра чешской национальной оратории и кантаты, светской и духовной. Он создал 10 произведений в этом жанре, обращаясь к нему на протяжении 30 лет; последнее возникло за 4 года до смерти и помечено опусом 113 (всего их у композитора 115). И хотя сейчас за пределами родины Дворжак известен прежде всего как автор крупных инструментальных произведений (симфонии, концерты, две тетради «Славянских танцев»), первое широкое признание, наряду со «Славянскими танцами», принесла ему духовная кантата Stabat Mater.
Эскизы Stabat Mater начаты 19 марта, а завершены 7 мая 1876 года. Возникновение их связано с трагическим событием в жизни Дворжака — смертью маленькой дочери. Во время работы, на протяжении 2 лет, смерть унесла еще одну дочь и четырехлетнего первенца-сына. Stabat Mater довольно быстро получила широкое распространение не только в Чехии, но и за ее пределами: 23 декабря 1880 года состоялась премьера в Праге, в следующем году в Берлине издательство Зимрока выпустило в свет партитуру, 2 апреля 1882 года она прозвучала в Брно, осенью состоялось исполнение в Будапеште, а 10 марта 1883 года — в Лондоне. Здесь успех был настолько велик, что год спустя Дворжак был приглашен в столицу Англии, чтобы продирижировать Stabat Mater в исполнении огромного хора в 840 человек и оркестра в 92. Появление композитора за пультом сопровождалось бурными аплодисментами, всеобщее воодушевление росло от номера к номеру, так что по окончании произведения к овациям зала присоединились оркестр и хор. Вскоре Stabat Mater была издана известной лондонской фирмой «Новелло».
Этот успех положил начало широкому признанию Дворжака в Англии как композитора и дирижера. Он приезжал туда на гастроли еще 8 раз и продирижировал многими своими крупными хоровыми сочинениями, симфониями и концертами, но одним из самых любимых англичанами произведений Дворжака продолжала оставаться Stabat Mater. Не случайно именно она под управлением автора прозвучала накануне торжественного присуждения Дворжаку почетной степени доктора Кембриджского университета 15 июня 1891 года. Композитор вспоминал об этом с юмором: «Никогда не забуду, каково мне было в Англии... бесконечные церемонии и бесконечные доктора! Все лица серьезны, и мне казалось, что никто не умеет говорить иначе, нежели по-латыни! Я слушал разговоры со всех сторон и не знал, кого слушать. А если понимал, что кто-то обращается ко мне, готов был провалиться сквозь землю от стыда, что не знаю латыни. Но когда я сейчас об этом вспоминаю, мне становится смешно, и я думаю, что сочинить Stabat Mater все же немножко труднее, чем выучить латынь». 11 (23 по новому стилю) марта 1890 года Stabat Mater впервые была исполнена в Москве силами Немецкого певческого общества в лютеранской церкви Святых Петра и Павла. Композитор, приглашенный на гастроли в Россию, присутствовал на репетиции и получил лавровый венок «в знак благодарности за наслаждение, испытанное хором при разучивании этого великолепного сочинения». Выходившая в Москве немецкая газета назвала Stabat Mater «произведением выдающейся красоты, может быть, самым замечательным в области церковной музыки из всех изданных в последнее время».
Истоки Stabat Mater — в средневековой традиции богослужения в Страстную пятницу. Автором латинских терцин, повествующих o страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, считается Якопоне да Тоди (годы жизни неизвестны, предположительно между 1228 и 1236—1306), адвокат, по другой легенде францисканский монах, из итальянского города Тоди (русский перевод сделан Афанасием Фетом).
Музыка
10 номеров Stabat Mater включают хоры, ансамбли, соло с хором, квартеты, дуэт, ариозо. Важная роль отведена оркестру с многочисленными солирующими инструментами, особенно духовыми. Музыка отличается большой искренностью и сердечностью, задушевностью мелодий романсового склада, простотой и ясностью формы. Драматургическое развитие направлено от глубокой скорби к свету утешения, утверждая преодоление отчаяния и мрака.
№1, хор Stabat mater dolorosa (Мать Скорбящая стояла), открывается развернутым оркестровым вступлением, в котором излагается медленная, печально ниспадающая тема, подхватываемая затем хором. №4, Fac ut ardeat cor meum (Дай и мне огня так много), и №6, Fac me vere tecum flere (Дай мне плакать), строятся на сопоставлении солиста (баса, тенора) и хора. №9, соло альта Inflammatus et accensus (Дай пылать святой отрадой), возвращается к первоначальным скорбным образам, напоминая о №3 в духе траурного шествия, а №10, квартет и хор солистов Anando corpus morietur (Как остынет в смерти тело), образует арку с №1. Однако в финале печаль кратка: он завершается единственным во всем произведении быстрым, ликующим эпизодом, построенном на юбиляциях на слове «Amen».
А. Кенигсберг
Симфоническое творчество Дворжака →
Вокальное творчество Дворжака →