Струнный квартет No. 6 си-бемоль мажор, Op. 106 (1921)
Шестой квартет Глазунова, написанный в 1921 году, спустя более двадцати лет после создания Пятого, был высоко оценен Асафьевым, по мнению которого именно в этом произведении композитору удалось «всецело подняться над своими чисто техническими увлечениями и виртуозным своим мастерством в область сосредоточенной выразительности, отвечающей камерному стилю». По монументальности масштабов и высокому интеллектуализму этот квартет приближается к поздним бетховенским, но вместе с тем нельзя не отметить известной его суховатости, преобладания мастерства и технической выдумки над выразительностью музыкального материала.
В основе главной партии первого allegro лежит краткая афористическая фраза,
которая становится источником всевозможных вариантов и контрапунктических сплетений, создающих почти непрерывно развивающуюся музыкальную ткань. Из тех же элементов складывается и тема побочной партии.
Освежающий жанровый контраст вносит вторая часть, «Сельское интермеццо», со сменой разных по длительности тактов (3/8, 2/8, 3/2) (В собрании квартетов Глазунова, изданном Музгизом в 1951 году, итальянское заглавие этой части «Intermezzo rusticano» ошибочно переведено как «Интермеццо в русском духе». По верному замечанию Шербюлье, ее метрическая неравномерность близка не столько русской народной песенности, сколько некоторым видам южнославянских (сербских, македонских, болгарских) танцевальных песен.), группирующихся в более крупные метрические периоды.
Некоторой умозрительностью страдают две последние части квартета — Andante piangevole и Тема с вариациями. Вплетение мотивов первой части в заключительное построение вариаций придает форме целого замкнутый, закругленный характер.
Ю. Келдыш