Chamber and instrumental music
Образцом для трех струнных квартетов Шумана (a-moll, F-dur, A-dur) служили бетховенские произведения этого рода. Но Шуману не удалось сохранить жанровую специфику, так тонко разработанную Бетховеном. Как и у его предшественника, в струнных ансамблях Шумана сосредоточен ряд глубоких и вдохновенных мыслей. Но этот разнообразный и поэтичный музыкальный материал не всегда удачно выражен квартетными средствами. По сравнению с бетховенскими, их форма упрощена, а фактура подчас слишком пианистична. Это в особенности относится к прекрасному Adagio Первого квартета. Кроме того, в шумановском цикле медленные части настолько возвышаются над всеми другими, настолько поглощают внимание слушателя, что остальные три части приобретают значение «обрамления». Из трех квартетов наиболее доступным является Первый. Третий, очень ценимый П. И. Чайковским, — самый романтически-эмоциональный и отличается особенно богатым гармоническим языком.
Наиболее значительные камерные произведения Шумана связаны с фортепиано. В их числе интимное и взволнованное фортепианное трио d-moll (1847). Фортепианный квартет Es-dur неизмеримо превосходит по богатству идеи струнные квартеты. По вдохновенности и красоте тем, по смелости и роскоши гармонии, предвосхищающей гармонический язык Франка, он не уступает знаменитому квинтету.
Фортепианный квинтет Es-dur — одно из лучших сочинений Шумана. Он достиг здесь редкого для себя совершенства в сочетании мятежного порыва и стройности изложения. Свежесть, непосредственность, юношеский пыл, свойственные ранним фортепианным произведениям Шумана, нашли свое отражение в квинтете с его крупным планом, ясным изложением, самобытными темами народного склада.
В. Конен
Камерно-инструментальные ансамбли:
3 сонаты для скрипки и фортепиано
ор. 105, 1851
ор. 121, 1851
1853, 2-я и 4-я её части первоначально написаны для сонаты F-A-E (Frei, aber einsam, 1853, сочинена совместно с И. Брамсом и А. Дитрихом)
фортепианное сопровождение к 6 сонатам для скрипки соло И. С. Баха (1853)
5 пьес в народном духе духе (Fünf Stücke im Volkston) для виолончели и фортепиано (ор. 102, 1849)
Сказочные картины (Märchenbilder) для альта и фортепиано (4 пьесы, ор. 113, 1851, ad libitum для скрипки и фортепиано)
для духовых и фортепиано
Adagio и Allegro для фортепиано и валторны (ор. 70, 1849, ad libitum для виолончели или скрипки)
Фантастические пьесы (Fantasiestücke, для кларнета и фортепиано, ор. 73, 1849, ad libitum для скрипки или виолончели)
3 романса для гобоя и фортепиано (ор. 94, 1849, ad libitum для скрипки или кларнета)
3 фортепианных трио
d-moll, op. 63, 1847
F-dur, op. 80, 1849
g-moll, op. 110, 1851
Фантастические пьесы (Fantasiestücke, для фортепиано, скрипки и виолончели, ор. 88, 1842)
Сказочные повествования (Märchenerzählungen, 4 пьесы для кларнета, альта, фортепиано и скрипки ad libitum, op. 132, 1853)
фортепианный квартет (Es-dur, op. 47, 1842)
3 струнных квартета (a-moll, F-dur, A-dur, op. 41, 1842)
фортепианный квинтет (Es-dur, op. 44, 1842)