«Белая роза» (нем. Weiße Rose) – такое красивое и романтическое заглавие дал своей опере немецкий композитор Удо Циммерман. Но, создавая это произведение, автор менее всего задумывался о прекрасных цветах или о любви: опера повествует о событиях печальных и даже страшных, и особый ужас и боль вызывает то, что события эти происходили в реальности. «Белой розой» именовалась подпольная антифашистская организация, созданная в 1942 году студентами Мюнхенского университета, а название «Белая роза» они дали своей группе по заглавию одного из романов немецкого писатели Бруно Травена, чьим творениям присущ антивоенный пафос.
Организаторами «Белой розы» стали молодые люди, призванные на военную службу и благодаря этому воочию увидевшие, чего стоят в действительности «великие идеи» Третьего Рейха. Уничтожение ни в чем не повинных людей, мирных жителей, которое они наблюдали на территории Польши и Советского Союза, вызывало у них возмущение и как у христиан, и как у людей вообще. И потому, возвратившись на родину, они приняли решение посвятить себя борьбе против неправедной власти. Методы их борьбы были типичны для подпольных организаций – в основном они занимались распространением листовок, противодействующих государственной пропаганде и призывающей к восстанию против власти нацистов. Судьба «Белой розы» была печальна: организация была разоблачена, ее участники арестованы и приговорены к смертной казни – лишь два человека избежали смертного приговора, поскольку не удалось доказать, что содержание листовок было им известно (один из них – Ганс Хирцель – впоследствии был кандидатом в президенты ФРГ от партии «Республиканцы»). В современной Германии чтят память участников «Белой розы»: о них сняты кинофильмы, их имена носят улицы, площади, школы, а один из подпольщиков – Александр Шморель (эмигрант из России) даже канонизирован в качестве местночтимого святого Германской епархией Русской православной церкви за границей.
Главные герои оперы Удо Циммермана – это реально существовавшие люди: Ганс и Софи Шолль, брат и сестра. Ганс Шолль – студент медицинского факультета – в юности был последовательным сторонником нацистских идей, с пятнадцатилетнего возраста являлся членом Гитлерюгенда. Но, побывав в качестве солдата Вермахта во Франции, а затем на Восточном фронте, он переменил мнение и по возвращении на родину стал одним из основателей «Белой розы». Чуть позже к организации присоединилась его сестра Софи, принимавшая активное участие в распространении листовок. Именно она стала невольной виновницей провала подпольщиков, бросив несколько листовок с балкона университета – случайными свидетелями этого стал охранник, сообщивший о ее действиях в гестапо.
В опере мы видим Ганса и Софи в тюрьме Мюнхен-Штадельхайм, где брат и сестра ожидают исполнения смертного приговора и вновь переживают события недавнего прошлого. В первой версии «Белой розы», написанной в 1967 году, перед зрителем представали оживающие картины воспоминаний героев, но в 1986 году Удо Циммерман написал новую версию – камерную оперу – в которой полностью отказался от внешнего действия: только воспоминания героев, их монологи и видения. Ганс и Софи переживают собственный страх смерти, чтобы в конечном итоге мужественно принять свою судьбу.
Опера состоит из шестнадцати сцен. В первой из них брат и сестра, охваченные страхом смерти, боятся заснуть – им кажется, что сон перейдет в смерть. В дальнейших сценах они вновь переживают прошлое. Ганс вспоминает, как в Польше на вокзале загоняли в вагоны евреев для отправки в концлагерь, и одну из этих несчастных – измученную голодом девушку, бросившую гневные слова в лицо мучителям – застрелил охранник-эсесовец. Софи вспоминает, как в клинике при Мюнхенском университете отбирали детей с физическими и умственными недостатками, чтобы увезти их на так называемую эвтаназию. Картины ужасного прошлого соседствуют с не менее страшным настоящим: Софи кажется, что она уже слышит шаги палача за дверью камеры. Ганс остро ощущает свою беспомощность. Софи вспоминает о прежней счастливой жизни: «Я хочу снова прогуляться с тобой по нашим лесам». Ганс вспоминает об отце, Софи взывает к Иисусу Христу. В нахлынувшем видении девушка спасает ребенка ценой собственной жизни. В финале оперы Ганс и Софи обращаются к людям, которые придут после них, с призывом бороться против тирании и войны.
Музыкальный язык оперы своеобразен. В ней звучат отголоски произведений Генриха Шютца и Иоганна Себастьяна Баха – ведь герои анализируют происходящее с точки зрения христианской веры. О национальных традициях напоминают интонации немецкой песни, Франца Шуберта и Роберта Шумана. Присутствуют и танцевальные интонации – например, когда Софи вспоминает об уничтожении детей-инвалидов, возникает вальсоподобная мелодия, но вальс предстает в гротескном, искаженном виде, подчеркивая ужас и абсурдность происходящего. В оркестровых партиях присутствуют элементы алеаторики. В вокальных партиях композитор использует богатый арсенал выразительных средств – от песенности до мелодекламации.
Камерная опера «Белая роза» была впервые представлена в феврале 1986 года в Гамбурге и была восторженно принята публикой.