Концерт Мариса Янсонса
Одним из главных событий Пасхального фестиваля стало вручение музыкальной премии Караяна маэстро Марису Янсонсу. Выдающийся мастер современного дирижёрского искусства, Марис Янсонс дал в Зальцбурге два концерта, в программе которых была «Военная» (100-я) симфония Йозефа Гайдна и 4-я симфония Малера.
100-я симфония принадлежит к циклу Лондонских симфоний, написанных Гайдном в период своих триумфальных гастролей в Лондоне, куда композитор дважды приезжал по приглашению скрипача и музыкального менеджера Иоганна Петера Саломона, который дал одинаковые названия 41-й симфонии Моцарта и 90-й симфонии Гайдна. Имеет ли И.-П. Саломон какое-либо отношение к названию 100-й симфонии, которой он дирижировал на премьере 31 марта 1794 г., сказать сложно. Во всяком случае, ничего военного в симфонии нет. Более того, в её стилистике, отличающейся пёстрыми вариациями, скорее можно услышать ностальгическое умиление, чем милитаристские пейзажи.
Вполне возможно, что разгадка названия кроется в знаменитых гайдновских сфорцандо (в мажорном Allegretto) — резких динамических акцентах, создаваемых тарелками, литаврами и трубой. Интересно, что как раз эта часть, возможно, и давшая название симфонии, была написана намного раньше остальных трёх её частей и совершенно по другому поводу. Но именно эта часть симфонии в исполнении Саксонской государственной капеллы под управлением маэстро Янсонса была отмечена строгой чеканной мощью, на фоне которой менуэт третьей части симфонии прозвучал с особым «кружевным» изяществом, а финальное «presto» было исполнено с игривой лёгкостью и блеском.
Без особых оговорок четвёртую часть 100-й симфонии Гайдна можно назвать своеобразным мостиком к 4-й симфонии Г. Малера, которую одни критики, как известно, называют «кукольной комедией в слезах», другие же — «приземлённо-божественным карнавалом». Работа над этим произведением действительно захватила Малера, планировавшего сделать из него всего лишь юмореску, но, как говорится, увлёкся настолько, что даже современная музыковедческая мысль не в состоянии смириться с мажорным сиянием этого сказочного полотна композитора и настойчиво пытается приписать 4-й симфонии «скрытый трагизм», напрочь в ней отсутствующий. Характерно в этой связи, что единственный козырь подобной интерпретации этой музыки — III часть симфонии — у дрезденских музыкантов под управлением маэстро Янсонса прозвучала настоящим лучезарным откровением, исполненным грандиозного радостного сияния.
В IV части симфонии несложно увидеть символ возвращения в детство как единственный путь к райскому блаженству. Сборник народных песенок «Волшебный рог мальчика», изданный в 1806-1808 гг. Арнимом и Брентано, был настольной книгой композитора, из этого же сборника выросли и знаменитые сказки братьев Гримм, отсюда же был взят текст «Райской жизни», ставший программной квинтэссенцией 4-й симфонии Малера.
Швейцарская сопрано Регула Мюлеман исполнила эту песню с подростковой хрупкостью мерцающего на переходах звука.
Хоровой концерт. Кристоф Эшенбах
Вторым по значению мероприятием стал хоровой концерт, в программе которого прозвучала полуторачасовая «Stabat Mater» Антонина Дворжака (1876).
Текст этой средневековой секвенции повествует о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе и состоит из двух частей — из собственно нарратива, призывающего к сочувствию материнскому горю, и обращения к Богоматери абстрактного грешника, осознавшего значение Христовой жертвы и пытающегося примерить на себя страдания Спасителя.
К сожалению, формат концертной рецензии не позволяет углубиться в каноническую природу первоисточника, как известно, запрещённого Тридентским собором в 1545 г. (собором, с которого началась контрреформация, наиважнейшим следствием которой для истории искусства стало возникновение барокко), поэтому отмечу лишь, что А. Дворжаку, который в процессе создания своей оратории переживал гибель новорожденной дочери, совершенно непостижимым образом удалось придать истерическому пафосу средневекового текста торжественную взвешенность, трогательную эмоциональность и земную, одухотворённую красоту.
Если вспомнить всех скульптурных Страдальцев (Schmerzmann) позднего Средневековья с выдранным кусками плоти и струями крови или даже пафос той же второй части «Stabat Mater» «Fac, ut portem Christi mortem, passionis fac consortem, et plagas recolere» («дай мне убиться и настрадаться»), то переоценить работу Дворжака по гуманизации этого кровожадного материала совершенно невозможно: это стоический подвиг гения во славу жизни и здравого смысла. Так, сдержанно и величественно, без трагического надрыва звучит в версии композитора квартет «Quis est homo, qui non fleret», а упомянутая выше «Fac, ut portem» погружает не в истерический экстаз, в драматическую медитацию (несколько фраз из этой части спустя столетие мы услышим в музыке Геннадия Гладкова к к/ф М. Захарова «Убить дракона» (1988) — «Песня актёров»). Неслучайно именно «Stabat Mater» стала самым любимым и популярным хоровым произведением среди профессиональных музыкантов и принесла Дворжаку всемирную известность.
Перед тем, как исполнить это фантастическое полотно на Пасхальном фестивале Саксонская государственная капелла под управлением Кристофа Эшенбаха с тем же практически составом солистов (кроме Павола Бреслика, который не смог принять участие в фестивале) представила свою интерпретацию в Дрездене. Графическая очерченность фраз отличали это прочтение, хор Баварского радио был монолитен и строг, ансамбль солистов стилистически пёстр.
Сопрано Венеры Гимадиевой прозвучало живо и современно; в голосе певицы слышались эмоции девушки, переживающей трагедию двухтысячелетней давности сегодня, в XXI веке. Меццо Элизабет Кульман, напротив, звучала с потусторонней отрешённостью. Тенор Томислова Можека, заменившего на Пасхальном фестивале заболевшего Павола Бреслика, был мягок и тих. Глубоко и осознанно прозвучала партия баса в исполнении Рене Папе.
В целом эта интерпретация, несмотря на всю свою отточенную безупречность, показалась мне некоторым насилием над замыслом композитора: слишком строго всё звучало и слишком траурно.
«Концерт для Зальцбурга»
Единственным не повторяющимся мероприятием Пасхального фестиваля является «Концерт для Зальцбурга» (остальные концерты и спектакли исполняются дважды). Традиция этих подарков городу (цены на эти концерты ниже обычных раза в 2,5) принадлежит художественному руководителю фестиваля Кристиану Тилеману, но поскольку программы этих концертов, как правило, состоят из произведений, самому маэстро Тилеману мало интересных, услышать и увидеть дирижёра неимущим горожанам удаётся не всегда. Не удалось им это и в этом году: программой из клавирных концертов Баха без клавира (в струнной транскрипции) и концертной симфонией Моцарта для скрипки и альта (KV 364) руководил Франк Петер Циммерман.
Как скрипач Ф.-П. Циммерман начал свою концертную карьеру в 10 лет, ему посвящен концерт австралийского композитора и альтиста Бретта Динна, иными словами, специально представлять не нужно. В первом отделении «Концерта для Зальцбурга» Циммерман принял участие в исполнении клавирных концертов Баха в струнной транскрипции (BWV 1055, 1060, 1056) и Концерта для двух скрипок, струнных и бассо континуо (BWV 1043), вторая часть которой будто растворялась в необъяснимой гипнотической красоте, создаваемой музыкантом. Настоящим открытием для меня стал ля-мажорный Концерт для скрипки, струнных и бассо континуо (BWV 1055): в такой бриллиантовой огранке, в таком технически совершенном исполнении я эту музыку никогда не слышал, это было новое знакомство с давно известным.
Одно из последних произведений Моцарта, написанных композитором в родном Зальцбурге перед эмиграцией в соседнюю Австрию, Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром (1779) является своеобразным приношением альту, статус которого впервые уравнен в этом произведении с «королевским» статусом скрипки. Это одно из немногих произведений, все сольные каденции в котором написаны самим Моцартом. Игривую лёгкость этой музыки с озорной несерьёзностью, но при этом с тончайшим филигранным мастерством передали альтист Антуан Таместит, Серж Циммерман и резидентный оркестр фестиваля под управлением самого Ф.-П. Циммермана.
* * *
Весной 2020 г. Пасхальный фестиваль представит оперу Верди «Дон Карлос» с И. Абдразаковым, Ю. Эйвазовым, Ф. Вассало, А. Хартерос и Е. Семенчук в главных партиях (за пультом, конечно, маэстро Тилеман), а концертная программа будет включать фортепианные концерты Бетховена в исполнении Рудольфа Бухбиндера, мировую премьеру «Гнева Божьего» Софьи Губайдулиной, которая была перенесена с этого года на будущий в связи с чрезмерной сложностью для её оперативного разучивания, 10-ю симфонию Малера (дирижер Даниэль Хардинг) и Песни Гурре А. Шёнберга. Подробная информация — на сайте фестиваля.
Фото: Matthias Creutziger