Piano Concerto No. 9 (Es-dur), K. 271
Немалая часть арий, песен, сонат и концертов Вольфганга Амадея Моцарта была сочинена для певиц, скрипачек и пианисток. К числу таких произведений принадлежит Концерт для фортепиано с оркестром № 9 (К. 271) ми-бемоль мажор, написанный для некой мадемуазель Женом. Кем точно она была — неизвестно, но в ХХ веке пианистку идентифицировали с Викторией Жёнами, дочерью великого французского хореографа Жана-Жоржа Новерра.
20-летний Моцарт создал возвышенное, рыцарское произведение, в котором фортепиано является безусловным лидером. Вопреки правилам, в первой части солист сразу же вступает в диалог с оркестром, и в дальнейшем партия фортепиано — «мотор», задающий музыке темп и пульсацию. Минорная вторая часть сложна и серьезна: главная тема излагается в виде канона скрипок, а вскоре пианист присоединяет к ней абсолютно новую мелодию. Посреди финального рондо фортепиано внезапно вступает с новой темой — менуэтом, ломая темп и ритм.
Но несмотря на всё своенравие молодого автора Концерт № 9 — очень изящное, почти камерное произведение, в котором фортепиано часто остается то наедине со скрипками, то наедине с гобоями.
А. Булычёва