ДАРЕДЖАН КОВАРНАЯ / Дареджан Цбиери (Дарэджан цбиэри) / Тамара коварная (Тамар цбиэри) — опера М. Баланчивадзе в 3 действиях (4 картинах), либретто А. Потсхверашвили по поэме А. Церетели «Тамара коварная».
Премьера 1-й редакции (под названием «Тамара коварная»): Тбилиси, 6 апреля 1926 г., под управлением С. Столермана; 2-й редакции («Дареджан коварная») — во время декады грузинского искусства в Москве, Большой театр, 10 января 1937 г., под управлением Ш. Азмайпарашвили (под названием «Дареджан Цбиери»).
Композитор работал над своей оперой тридцать лет (1896— 1926). 1-я редакция была создана при участии Н. Черепнина, 2-я — А. Баланчивадзе, сына автора.
В опере противопоставлены сын народа, свободолюбивый поэт-патриот Гоча, и жестокая, порочная, но прекрасная царица Дареджан (в 1-й редакции — Тамара). Действие развертывается в Грузии XVII в. Страна разорена царицей, вызывающей всеобщую ненависть. Тщетно пытается Дареджан завоевать любовь Гочи — он с негодованием отвергает ее милости. Оскорбленная презрением поэта, она заточает его в тюрьму. Друг Гочи, молодой гуриец Нико, решает убить царицу, но, пораженный ее красотой, роняет кинжал. Невеста Нико Цира пытается сделать то, на что не хватило воли ему самому, но ее схватывают и бросают в темницу. Смерть угрожает и Цире и Гоче, хотя царь Георгий не решается казнить любимца народа. Он обещает выполнить любое желание поэта, рассчитывая, что тот попросит сохранить ему жизнь. Поэт отвергает царскую милость, так же как Цира. Мужество Гочи потрясает Дареджан — она кается в своей вине, выпивает яд и умирает.
Музыка оперы, и в особенности ее 2-й редакции, обладает большими достоинствами. В партитуре использованы развитые оперные формы — арии, ансамбли, хоры, выразителен оркестр. Широко применяется грузинский фольклор, песенный и танцевальный. Высокая гражданственность, патетика, героика определяют характер этого произведения.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
- Царь Георгий, бас
- Царица Дареджан, его жена, меццо-сопрано
- Гоча, народный поэт, баритон
- Цира, приближенная царицы, сопрано
- Нико, молодой гуриец, тенор
- Министр, бас
- Шут, тенор
Первое действие
Веселье и беспечные игры не прекращаются в роскошном парке, перед дворцом царицы Дареджан. Но страна разорена роскошью правительницы, народ стонет под тираническим гнетом. Порочная Дареджан, обманывая своего супруга — царя Георгия, пытается завоевать любовь народного поэта Гочи, сочиняет в его честь оды, осыпает милостями. Но Гоча не поддается коварным чарам царицы. Он — поэт-патриот, верный сын народа, — страдает, наблюдая муки родного народа, угнетаемого жестокой Дареджан. Чувства Гочи разделяют приближенная царицы девушка Цира и ее возлюбленный, молодой гуриец Нико. Они, как и поэт, горят желанием верой и правдой служить народу. Гоча и его друзья, встретившись во дворце, вступают между собой в заговор против царицы. Лишь смерть всевластной Дареджан принесет облегчение простым людям. Ночью Цира введет Нико в спальню уснувшей Дареджан, и юноша убьет коварную царицу. Сговор друзей прерывается звуками фанфар, церемониальным шествием придворной свиты. Появляются царица и царь, вручающий победителю спортивных игр ценный подарок. Начинается пиршество, танцы.
Второе действие
Первая картина. Придворные дамы, льстиво воспевая красоту и достоинства Дареджан, наряжают ее. Когда туалет царицы окончен, она удаляет дам, чтобы наедине предаться размышлениям. Все подвластно Дареджан, безгранично ее могущество, но никакими чарами не может она привлечь к себе непокорного поэта. Цира докладывает, что Гоча явился по приказу царицы и ожидает у входа. Дареджан откровенно признается Гоче в своей любви к нему. Гоча с презрением отвергает порочную страсть царицы. Разъяренная Дареджан вызывает стражу и приказывает заточить поэта в подземелье.
Вторая картина. Дареджан засыпает, убаюканная ласковой песней Циры. Тихо, с обнаженным кинжалом в руке, входит Нико. Он приближается к постели, отдергивает полог и останавливается, потрясенный необычайной красотой мирно уснувшей Дареджан. Царица пробуждается и, увидев красивого юношу, привлекает его к себе. Цира с кинжалом бросается на Дареджан, но в опочивальне появляется привлеченный шумом царь Георгий. Он приказывает страже связать девушку.
Третье действие
Гоча и Цира заточены в подземелье. Заговор против царицы потерпел поражение. Его участникам грозит смертная казнь.
В тяжелом раздумье царь Георгий. Не может он казнить поэта, которым гордится вся страна. Министр дает царю мудрый совет. Предшественник Георгия — царь Баграт за выдающиеся заслуги обещал поэту Гоче выполнить любое его желание, но не успел исполнить обещания. После смерти Баграта царское слово — закон для его преемника Георгия. Чтобы Гоча остался в живых, царю надо лишь исполнить просьбу поэта о помиловании. Царь благодарит министра за мудрое предложение. Собираются придворные, шут просит разрешения развеселить царя. Однако на этот раз песенка шута отнюдь не весела, она насыщена обличением зла, приносимого народу несправедливой, жестокой царицей.
Царь объявляет приведенным под стражей Гоче и Цире, что смертный приговор им уже вынесен, но поэту предоставляется право выразить свое последнее желание, и оно будет выполнено. К огорчению царя и изумлению придворных Гоча даже не помышляет просить о сохранении жизни. Он хочет лишь прощения для Циры, но и она отказывается от помилования, если поэта ждет казнь.
Гордо и проникновенно звучат прощальные слова Гочи, обращенные к царю: «Есть времена, когда позорно жить, а в смерти — жизнь, спасенье и свобода... Прощай навеки, царь, ты здесь рабом на троне оставайся, а я, как царь, пойду навстречу смерти...». Поэт готов взойти на эшафот. Но Дареджан в последнюю минуту останавливает казнь. Царица горько раскаивается в совершенных преступлениях. Перед царем и придворными она признается, что оклеветала поэта в отместку за отвергнутую любовь, что виновна перед царем-мужем и народом. Не дожидаясь приговора, Дареджан обрекает себя на казнь: капля яда, извлеченная из вскрытого кольца, обрывает ее жалкую, порочную жизнь.