Арам Хачатурян. Фортепианный концерт

Композитор
Год создания
1936
Дата премьеры
12.07.1937
Жанр
Страна
СССР
Арам Ильич Хачатурян

Концерт для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор, Op. 38 — сочинение Арама Хачатуряна (1936). Первое исполнение: 12 июля 1937 года, Москва, Московский филармонический оркестр под управлением Льва Штейнберга, солист — Лев Оборин.

I. Allegro ma non troppo e maestoso
II. Andante con anima
III. Allegro brillante

Концерт для фортепиано с оркестром написан в 1936 году. Он впервые был исполнен 12 июля 1937 г. в Москве, в Сокольниках выдающимся пианистом Львом Обориным и оркестром под управлением Л. Штейнберга. Воистину, это произведение стало значительным явлением в советской музыке. Критики писали о триумфальном шествии Концерта, который стал «подлинным праздником фортепианного творчества», одним из самых «репертуарных» произведений на концертных эстрадах мира.

Фортепианный концерт Хачатуряна — произведение новаторское. Творчески претворив особенно близкие ему традиции концертного стиля Листа, Чайковского, Рахманинова, Равеля, Прокофьева, Хачатурян открыл новые горизонты в развитии этого жанра, в трактовке его формы, композиционного строения, характера тематизма.

«Впрочем, — рассказывает сам композитор, — скромность фактуры второй части моего фортепианного концерта, прослушанного Сергеем Прокофьевым еще в процессе сочинения, вызвала его шутливое замечание: «А здесь, что же, пианист у вас будет мух ловить?»

Концерт насыщен замечательными по выразительности и красоте, разнообразными по характеру музыкальными темами, уходящими своими глубочайшими истоками к различным пластам народной музыки Востока. Мужественные и лиричные, задумчивые и шуточные, песенные и танцевальные, обаятельно нежные или огненно-темпераментные, они придают музыке жизненную образность, национальную характерность, неповторимые черты хачатуряновского стиля.

Концерт посвящен его первому исполнителю — Льву Оборину. Вот как вспоминает об этом сам пианист:

«Наше творческое содружество началось с исполнения концерта. Автор посвятил это произведение мне, что я с признательностью рассматриваю как оценку первому моему исполнению этого Концерта. Фортепианный концерт — одно из лучших сочинений Хачатуряна. Он быстро обошел эстрады нашей страны и также быстро нашел признание за рубежом. Мне кажется, трудно было назвать крупного пианиста, репертуар которого не включал бы этого произведения. Его одинаково любят и исполнители старших поколений, и молодежь.

Чем же увлекает меня эта музыка…? Да тем, пожалуй, что характерно и для всего творчества Хачатуряна: могучим темпераментом, самобытностью, яркой виртуозностью партий солирующего инструмента и оркестра. Позволю себе сказать, что Фортепианный концерт Хачатуряна — одно из немногих современных произведений этого жанра, являющихся поистине концертом, а не просто пьесой для фортепиано с оркестром. В нем есть масштабность, есть яркое острое противопоставление и соревнование солиста и коллектива…»

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама