«Абу Гассан» (нем. Abu Hassan) — опера (зингшпиль) К. М. фон Вебера в 1 действии, либретто Ф. К. Химера по сказкам «Тысячи и одной ночи».
Премьера: Мюнхен, 4 июня 1811 г.; новой редакции — Дрезден, 1823 г., под управлением автора.
Фавориты калифа и его жены Зобейды, Абу Гассан и Фатима, кругом в долгу. Чтобы выпутаться, они решают прибегнуть к обману. Фатима отправляется к Зобейде и сообщает о мнимой смерти Абу Гассана. Зобейда дарит ей на похороны пятьдесят золотых и бархатный покров. Абу Гассан, в свою очередь, сообщает калифу о смерти Фатимы и получает от него деньги. Ростовщик Омар пытается добиться любви Фатимы, уплатив ее долги. Возвратившийся Абу Гассан разыгрывает сцену ревности и прогоняет ростовщика. Калиф и Зобейда, огорченные гибелью своих любимцев, обещают тысячу золотых за известие, кто из супругов скончался первым. Абу Гассан «воскресает» и предлагает калифу свои услуги. Затем «воскресает» Фатима. Калиф и Зобейда прощают их и дарят им тысячу золотых. В дураках остается ростовщик Омар.
Музыка связана с традициями немецкой песенности. В ней формы старого зингшпиля и воздействие Моцарта сочетаются с новыми, предромантическими тенденциями. Юмор, характерность, интонационная выразительность (особенно в ярком хоре кредиторов «Деньги! Деньги! Деньги! Надоело ждать!») отмечают оперу. В ней сказались отголоски переживаний молодого Вебера, не вылезавшего из долгов. Но, конечно, это не автобиография композитора, как утверждали некоторые исследователи.
А. Гозенпуд