String Quartets
Список струнных квартетов Мендельсона:
№ 1 ми-бемоль мажор, соч. 12 (1829)
№ 2 ля минор, соч. 13 (1827)
№ 3 ре мажор, соч. 44 № 1 (1838)
№ 4 ми минор, соч. 44 № 2 (1837)
№ 5 ми-бемоль мажор, соч. 44 № 3 (1838)
№ 6 фа минор, соч. 80 (1847)
Композиторский талант Феликса Мендельсона-Бартольди проявился рано, и уже в детские годы он начал создавать музыку для струнного квартета. В двенадцатилетнем возрасте он пишет фуги для этого инструментального состава, в четырнадцать лет создает свой первый классический струнный квартет, однако это произведение не было опубликовано. В дальнейшем композитор создал шесть струнных квартетов. Они написаны в разные годы и в какой-то мере отражают события жизни Мендельсона. Например, три квартета, составляющие Op. 44, Мендельсон создал в самое счастливое для себя время – в первые годы супружеской жизни с Сесиль Жанрено, а трагический Квартет № 6 был вызван к жизни безвременной кончиной Фанни Мендельсон, сестры композитора, к которой он был так привязан.
Квартет № 2 ля минор Мендельсон создал в восемнадцатилетнем возрасте, в 1827 г. (Вторым он считается по времени публикации). В этом произведении проявилось влияние Людвига ван Бетховена, точнее – его Шестнадцатого квартета, в котором под нотным текстом подписан эпиграф: «Необходимо ли это?» У Мендельсона подобным «эпиграфом» становится цитата из песни «Вопрос», написанной в том же году («Это правда, что ты всегда меня ждешь, гуляя среди лесов?») – песня входила в сборник, включавший двенадцать песен, три из которых были созданы Фанни, сестрой композитора. Мотив, позаимствованный из песни, проходит через все произведение, открывая его и завершая, появляясь в разных частях квартета. Квартет обрамляется медленным вступлением и заключением, в нем немало инструментальных «речитативов», квазиимпровизационных эпизодов. Но, воспроизводя некоторые бетховенские приемы, Мендельсон не подражает великому предшественнику – в его квартете нет философской углубленности поздних сочинений Бетховена, квартет исполнен романтического взволнованного чувства.
Следующее сочинение в этом жанре – Квартет № 1 ми-бемоль мажор – завершено в 1829 г. Благородство чувств и исключительно гармоничная пропорциональность формы вызывает ассоциацию с поэтическими творениями Иоганна Вольфганга Гете, с которым доводилось общаться молодому композитору. В это время композитор начинает писать фортепианные произведения в новом жанре, созданном им – «Песни без слов», что находит отражение и в композиции квартета – скерцо заменено Канцонеттой, по интонационному строю перекликающейся с «Песнями без слов». В медленной части есть нечто от Бетховена. Финал написан в духе стремительной сальтареллы.
От первых струнных квартетов Мендельсона следующее обращение композитора к этому жанру отделено восемью годами. В 1837–1838 гг. появляются три квартета, вошедшие в Op. 44. В этих сочинениях уже нет необычных частей, инструментальных речитативов и других «экспериментов» – они имеют подчеркнуто «классицистский» облик. Квартет № 3 ре мажор, открывающий Op. 44, был создан позже двух других. Близость к традициям классицизма в этом квартете наиболее очевидна – даже его основная тональность (ре мажор) была особенно любима композиторами в эпоху Гайдна и Моцарта. Мендельсон настолько «погружается» в классицистские традиции, что вводит в квартет не скерцо, а менуэт. Впрочем, характерные для классицизма формы наполняются новым содержанием – характерные мендельсоновские интонации легко узнаваемы даже в менуэте, очень певучем и мягком.
Классической строгостью формы отличается и Квартет № 4 ми минор. На протяжении каждой из частей выдерживается единый темп, подчеркивающий индивидуальный облик части: исполненная страсти первая, вторая – скерцо с очень оригинальным ритмом, идиллическая третья – медленная, буйство стихии в четвертой части.
Подобная уравновешенность характерна и для Квартета № 5 ми-бемоль мажор. Главная партия первой части исполнена энергии, напоминающей о бетховенских темах, музыкальное развитие сочетает в себе предельную интенсивность с безупречной логикой. Вторая часть – скерцо – выглядит легким и оригинальным. Часть третья – Adagio – исполнена возвышенного чувства, в финале бушует пламенная страсть.
Созданию последнего – фа-минорного Квартета Мендельсона сопутствовали трагические обстоятельства. Внезапно умерла Фанни – сестра композитора. Это была музыкально одаренная женщина – певица, чьим голосом восхищался Гёте, пианистка, композитор. Феликс Мендельсон не поощрял интереса сестры к сочинению музыки, полагая, что она «слишком женщина, чтобы быть композитором» и не советовал ей публиковать свои произведения, но в остальном отношения брата и сестры были исключительно доверительными и теплыми. Фанни внезапно скончалась от апоплексического удара на сцене своего домашнего театра, участвуя в исполнении оратории «Первая Вальпургиева ночь», созданной ее братом. Для композитора смерть любимой сестры стала тяжелым ударом – Квартет № 6 он создавал как «реквием для Фанни». Трагичность произведения находит выражение и в некоторой дисгармоничности, резкости переходов между темами, диссонирующих созвучиях, «пустом» звучании октав в первой и второй частях.
Феликс Мендельсон готовился к созданию струнных квартетов с детства. 12-летним мальчиком он уже сочинял для квартета фуги, а в 14 лет впервые попробовал себя в сложнейшем из классических жанров, но печатать эту работу не стал. Первый из шести своих «взрослых» квартетов Мендельсон закончил 26 октября 1827 года, когда ему было 18. Квартет этот ныне известен как Второй: нумерация соответствует порядку издания произведений.
Квартет соч. 13, строго говоря, написан в ля миноре. В ля мажоре звучит только медленное вступление к первой части, которое, будто волшебное видение, возвращается в самом конце финала, чтобы истаять и рассеяться. В этом вступлении звучит мотив вопроса, открывающий написанную Мендельсоном в том же 1827 году песню «Вопрос» («Правда ли?» соч. 9 № 1). Квартет поражает сочетанием мастерства и вдохновения. Он требует от исполнителей совершенной виртуозности: фактура так прозрачна, так ювелирно отделана, что каждая нота на виду. Даже «ученая» полифоническая техника, которую Мендельсон активно применяет, не утяжеляет эту невесомую, воздушную, мечтательную музыку. Смятенную первую часть сменяет по-бетховенски благородное Adagio non lento. Традиционное скерцо Мендельсон заменяет романтическим Интермеццо, но в финале вновь обращается к чисто бетховенскому приему, поручая первой скрипке драматический речитатив.
В Квартете соч. 12, завершенном 14 сентября 1829 года, — те же красота и благородство чувств, возвышенность идей и гармония пропорций. Эта музыка словно доносит дух Иоганна Вольфганга Гёте, с которым юный Мендельсон часто общался. Вместо скерцо Мендельсон вновь предлагает нечто новое, на сей раз – прелестную Канцонетту («песенку»), напоминающую его знаменитые «Песни без слов», к которым композитор как раз тогда обратился. Медленная часть вновь бетховенская, а финал – стремительная сальтарелла.
Восемь лет прошло, прежде чем Мендельсон вернулся к струнным квартетам. Для композитора, работавшего столь интенсивно, это очень большой срок. Законченный 18 июня 1837 года Квартет соч. 44 № 2 представляет нам совершенно другого Мендельсона. Его больше не привлекают эксперименты, связанные с введением необычных частей, песенных тем или скрипичных речитативов. Присущая Мендельсону живость темпов сохраняется, но теперь темп выдерживается на протяжении каждой части без изменений. Квартет ми минор строже, классичнее по структуре, чем предыдущие два, однако в его музыке не меньше энергии, которая теперь сконцентрирована до предела. В страстной первой части – целый океан чувств, скерцо выделяется оригинальным ритмическим рисунком, третья часть в своей простоте абсолютно идиллична, а в финале бушует стихия.
Струнные квартеты Феликса Мендельсона в какой-то мере автобиографичны, связаны с близкими ему людьми. Три квартета соч. 44 возникли в очень счастливое для композитора время, вскоре после его женитьбы на Сесиль Жанрено. Квартет соч. 44 № 3, датированный 6 февраля 1838 года, – одно из «образцовых» произведений Мендельсона. Здесь он полностью соответствует своей репутации самого «классичного» из романтиков. Энергичная главная тема первой части напоминает о Бетховене, ее развитие логично и интенсивно, в форме нет ничего лишнего, все элементы находятся в идеальном балансе. Во второй части Мендельсон подтверждает свою репутацию мастера легких, оригинальных скерцо. Возвышенное Adagio и огненный финал завершают квартет.
Квартет соч. 44 № 1, хоть и открывает опус, но на самом деле написан последним и завершен 24 июля 1838 года. Их трех квартетов он самый «классический», даже его тональность ре мажор в эпоху классицизма стояла первой по частоте употребления. Конечно, речь не идет о банальном подражании: музыка квартета полна характерных мендельсоновских интонаций, легко узнаваемых на слух. Квартет ре мажор – одно из самых позитивных сочинений Мендельсона, радостный, живой характер которого почти ничем не омрачен.
Единственный раз Мендельсон здесь вводит во второй части менуэт, вспоминая о традициях Гайдна и Моцарта, основательно пошатнувшихся под натиском Бетховена. Однако это такой мягкий и певучий менуэт, что рука Мендельсона чувствуется в каждом такте. Песенная третья часть квартета начинается обманчиво просто, но вырастает в масштабную композицию. Финал квартета – блестящая сальтарелла.
Квартет соч. 13, в котором Мендельсон некогда впервые покорил этот жанр, объединен общей темой («мотивом вопроса») с песней «Вопрос» из соч. 9. Три из двенадцати песен этого сборника были сочинены сестрой композитора Фанни. С ее именем связан и последний законченный Мендельсоном струнный Квартет соч. 80, фа минор, появившийся в сентябре 1847 года, незадолго до смерти композитора (параллельно он работал над новым квартетом в ля миноре, но не успел его завершить). Трагизм этого произведения связан с внезапной смертью любимой сестры. Формально это такой же квартет, построенный по классическим канонам, как и квартеты соч. 44. Структура не изменилась, минор регулярно сменяется мажором, композиция так же отточена, как и прежде. Однако в музыку квартета проникло прежде чуждое Мендельсону ощущение дисгармонии, переходы от одной темы к другой стали резкими и внезапными, и уже в первой части появилась совершенно нехарактерная для его стиля фактура: звучание всех четырех инструментов в октаву, у классиков часто символизировавшее неумолимый рок. Жесткие, пустые октавы возвращаются во второй части, которую Мендельсон на сей раз не назвал скерцо (то есть «шуткой»), оставив вовсе без названия. Adagio в траурном ля-бемоль мажоре словно находится за пределами этого мира. Финал же изобилует небывало резкими для Мендельсона звучностями и не дает никакой надежды на утешение.
Анна Булычёва
Камерно-инструментальное творчество Мендельсона →