Maxim Mironov
Начало активному развитию международной карьеры одного из уникальнейших теноров современности Максима Миронова было положено в 2003 году, когда молодой исполнитель, в то время солист московского театра «Геликон-Опера», занял второе место на конкурсе «Новые голоса» («Neue Stimmen») в Германии.
Будущий певец родился в Туле и о вокальной карьере поначалу не помышлял. Изменить жизненные приоритеты помог случай. Увиденная им в 1998 году трансляция концерта трех теноров из Парижа решила многое: на рубеже 2000 – 2001 годов Максим Миронов успешно прослушивается в Москве в частную вокальную школу Владимира Девятова и становится ее учеником. Здесь он впервые попадает в класс к Дмитрию Вдовину, с именем которого и связано восхождение исполнителя к высотам международного признания.
Годы интенсивных занятий со своим педагогом – сначала в школе Владимира Девятова, а затем и в ГМУ имени Гнесиных, куда подающий надежды студент поступил переводом из вокальной школы – дают тот основополагающий задел в постижении секретов вокального мастерства, который и приводит певца к его первому достижению – необычайно важной победе на конкурсе в Германии. Именно благодаря ей он сразу же попадает в поле зрения зарубежных импресарио и получает свои первые контракты за пределами России.
Западноевропейский дебют певца состоялся в ноябре 2004 в Париже на сцене Театра Елисейских полей: это была партия Дона Рамиро в «Золушке» Россини. Однако этому предшествовала не только учеба в вокальной школе и училище. На то время в творческом багаже исполнителя уже была одна театральная премьера – «Петр Великий» Гретри на сцене «Геликон-Оперы», в труппу которой певец был принят, еще будучи студентом училища. Исполнение главной партии в этой опере произвело в 2002 году настоящую сенсацию: после этого о молодом лирическом теноре Максиме Миронове всерьез заговорила вся музыкальная Москва. 2005 год принес ему еще одну партию в опере Россини, на этот раз – в опере-сериа, и подарил редкую для начинающего певца удачу встретиться в работе над постановкой с выдающимся итальянским режиссером Пьером Луиджи Пицци: речь идет о партии Паоло Эриссо в «Магомете Втором» на сцене знаменитого венецианского театра «Ла Фениче».
2005 год ознаменовался для Максима Миронова также зачислением в летнюю школу молодых певцов в Пезаро (Aссademia Rossiniana) при Россиниевском оперном фестивале, которую, как и сам фестиваль, возглавляет Альберто Дзедда. В тот год певцу из России дважды было доверено исполнить партию Графа Либенскофа в молодежной фестивальной постановке россиниевского «Путешествия в Реймс», а уже на следующий год в основной программе фестиваля он был ангажирован на роль Линдора в «Итальянке в Алжире». Максим Миронов стал первым за всю историю этого престижного фестиваля русским тенором, получившим приглашение на него, и сей факт воспринимается тем более впечатляюще, что история фестиваля к тому времени – к 2005 году – насчитывала ровно четверть века (ее отсчет начинается с 1980 года). Незадолго до Пезаро партию Линдора он впервые исполнил на фестивале в Экс-ан-Провансе, и эту партию, которую он неоднократно пел во многих театрах мира, сегодня с уверенностью можно назвать одной из его коронных.
Именно в роли Линдора Максим Миронов и вернулся в Россию после своего шестилетнего отсутствия, с триумфом выступив в трех премьерных спектаклях на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (конец мая – начало июня 2013 года).
На сегодняшний день певец постоянно проживает в Италии, и растянувшееся на шесть лет ожидание новой встречи с его вдохновенным и жизнерадостным искусством оказалось для отечественных меломанов бесконечно долгим, ведь до московской премьеры «Итальянки в Алжире» последний раз услышать исполнителя в полнометражном оперном проекте московская публика имела возможность лишь в 2006 году: это было концертное исполнение «Золушки» на сцене Большого зала консерватории.
За годы, прошедшие после парижского дебюта в «Золушке», певец и актер Максим Миронов превратился в весьма опытного, стилистически изысканного и необычайно харизматичного интерпретатора музыки Россини. В россиниевской части репертуара исполнителя превалируют комические оперы композитора: «Золушка», «Севильский цирюльник», «Итальянка в Алжире», «Турок в Италии», «Шелковая лестница», «Путешествие в Реймс», «Граф Ори». Из серьезного Россини помимо «Магомета Второго» можно назвать «Отелло» (партия Родриго) и «Деву озера» (партия Уберто/Якова V). Пополнение этого списка в скором времени ожидается оперой «Риччардо и Зораида» (главная партия).
Россиниевская специализация – основная в творчестве певца: диапазон его голоса и технические возможности прекрасно соответствуют специфическим требованиям, предъявляемым к этому типу исполнительства, так что Максима Миронова с полным правом можно назвать настоящим россиниевским тенором. И, по словам певца, Россини – это та часть его репертуара, расширение которой представляет для него первостепенную задачу. Кроме этого он всерьез увлечен поиском малорепертуарных раритетов. Так, в прошлом сезоне на фестивале «Россини в Вильдбаде» в Германии он исполнил партию Эрмано в опере «Разбойники» Меркаданте – партию, написанную в сверхвысокой тесситуре специально для Рубини. В репертуаре певца и такая виртуозная комическая партия, как партия Тонио в «Дочери полка» Доницетти.
Время от времени певец делает вылазки и в сферу барочной оперы (к примеру, им спеты французская редакция «Орфея и Эвридики» Глюка и партия Кастора в «Касторе и Поллуксе» Рамо). Тяготеет он и к лирической французской опере XIX века, к партиям, написанным для высокого легкого тенора (к примеру, не так давно он спел партию Альфонса в «Немой из Портичи» Обера). Партий Моцарта в репертуаре певца пока немного (Феррандо в «Così fan tutte» и Бельмонт в «Похищении из сераля»), но и этот пласт его творчества в будущем также подразумевает расширение.
Максим Миронов пел под управлением таких дирижеров как Aльберто Дзедда, Донато Ренцетти, Бруно Кампанелла, Эвелино Пидó, Владимир Юровский, Микеле Мариотти, Клаудио Шимоне, Хесус Лопес-Кобос, Джулиано Карелла, Джанандреа Нозеда, Джеймс Конлон, Антонино Фольяни, Риккардо Фрицца. Помимо упоминавшихся театров и фестивалей певец выступал и на многих других престижных сценах, таких как Театр «Реал» в Мадриде и Венская государственная опера, Парижская национальная опера и Глайндборнский фестиваль, Театр «Ла Моннэ» в Брюсселе и Опера Лас-Пальмаса, Фламандская опера (Бельгия) и Театр «Комунале» в Болонье, Театр «Сан-Карло» в Неаполе и Театр «Массимо» в Палермо, Театр Петруццелли в Бари и «Земперопер» в Дрездене, Гамбургская опера и Опера Лозанны, «Опера-комик» в Париже и Театр «Ан дер Вин». Наряду с этим Максим Миронов пел также на сценах театров Америки (Лос-Анджелес) и Японии (Токио).