Матинский Михаил Алексеевич (1750, с. Покровское Звенигородского уезда, ныне Московская обл. — около 1820) — русский драматург, переводчик, педагог, составитель учебников геометрии и географии. Крепостной графа С. П. Ягужинского. Окончил московскую гимназию для разночинцев при Московском университете, был в Италии. Получив «вольную», преподавал в классах Воспитательного об-ва благородных девиц в Петербурге (впоследствии Смольный ин-т).
Автор текста, возможно, частично и музыки, 1-й, не сохранившейся редакции комической оперы «Как поживёшь, так и прослывёшь, или Санктпетербургский Гостиный двор» (1782, Вольный российский театр Книпера, Петербург). Для новой постановки в придворном петербургском театре (1792) Матинский переработал текст, а композитор В. А. Пашкевич — музыку этой оперы.
Содержащее ряд сатирических бытовых сцен из купеческой жизни, отличающееся красочным народным языком, пронизанное мелодиями русских народных песен, произведение Матинского и Пашкевича принадлежит к лучшим достижениям русской реалистической комической оперы 18 в. Некоторые его персонажи предвосхищают образы пьес А. Н. Островского.
Матинский — автор текста оперы «Тунисский паша» (музыка Пашкевича).
Литература: Прокофьев В., Михаил Матинский и его опера «Санктпетербургский Гостиный двор», в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России. Материалы и исследования, т. 1, Л., 1927; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948; Русская комедия и комическая опера XVIII века. Ред. текста и вступ. статья П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом, т. 2, М., 1953; Берков П. Н., Неиспользованные материалы для истории русской литературы XVIII века, веб.: XVIII век, сб. 3, М.-Л., 1958; Бокщанина Е. A., О народности музыкального языка и особенности драматургии оперы М. Матинского «Санктпетербургский Гостиный двор», в кн.: Труды музыкально-педагогического института имени Гнесиных, вып. 1, М., 1959; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965; Левашов Е., Существовал ли композитор Матинский?, «СМ», 1973, No 5.
Е. А. Бокщанина
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Крепостной музыкант московского помещика графа Ягужинского, родился в 1750 году в селе Павловском, Звенигородского уезда, Московской губернии.
Данные о жизни Матинского чрезвычайно скудны, по ним можно выяснить лишь некоторые моменты его жизненной и творческой биографии. Граф Ягужинский, видимо, ценил музыкальное дарование своего крепостного. Матинский получил возможность учиться в Москве, в гимназии для разночинцев. По окончании гимназии, оставаясь крепостным, талантливый музыкант был послан Ягужинским в Италию. Возвратившись на родину, он в 1779 году получил вольную.
Для своего времени Матинский был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, занимался переводами, по поручению Вольно-экономического общества написал книгу «О весах и мерах разных государств», состоял с 1797 года преподавателем геометрии, истории и географии в Воспитательном обществе благородных девиц.
Сочинять музыку Матинский начал еще в юности. Все написанные им комические оперы пользовались значительной популярностью. Большой успех имела поставленная в 1779 году опера Матинского «Санктпетербургский гостиный двор», написанная на собственное либретто композитора. Она едко высмеивала пороки современного композитору общества. В тогдашней печати появился следующий отзыв об этом произведении: «Успех оной оперы и нарядный спектакль в российских древних нравах приносят честь сочинителю. Часто сия пиеса представляется на российских театрах как в Санктпетербурге, так и в Москве. Когда в первый раз была отдана на театр сочинителем в Санктпетербурге содержателю вольного театра Книпперу, то была представлена раз до пятнадцати сряду, и никакая пиеса не дала ему столько прибытка, как оная».
Через десять лет Матинский вместе с музыкантом придворного оркестра, композитором В. Пашкевичем заново оркестровал оперу и написал несколько новых номеров. В этой второй редакции произведение получило название «Как поживешь, так и прослывешь».
Матинскому приписывается также сочинение музыки и либретто оперы «Тунисский паша». Кроме того, он был автором нескольких либретто опер современных ему русских композиторов.
Умер Михаил Матинский в двадцатых годах XIX века — точный год его смерти не установлен.
Матинский справедливо считается одним из зачинателей русской комической оперы. Большая заслуга композитора состоит в том, что он в «Санктпетербургском гостином дворе» использовал мелодии русской народной песни. Это определило реалистически-бытовой характер музыки оперы.