Gaîté parisienne
Одноактный балет на музыку Ж. Оффенбаха.
Балетмейстер Л. Мясин, сценарист и художник Э. де Бомон, дирижер М. Розенталь.
Премьера осуществлена 5 апреля 1938 года труппой «Балле рюс де Монте-Карло» на сцене театра Монте-Карло.
Зал популярного и фешенебельного кафе «Тортони» в Париже XIX века. Зеленые драпировки падают складками между бронзовых колонн, канделябры заливают комнату светом. В глубине сцены столы с мраморными столешницами и стулья с позолотой. Четыре официанта и четыре уборщицы готовят салон к вечерним развлечениям. Юноши протирают столы и стулья и, чтобы позабавить девушек, исполняют комический танец, закончив который, подбегают к рампе и усаживаются перед ней.
Выбегает девушка с цветами в волосах. Она обменивается рукопожатиями с официантами, окружившими ее и не сводящими с нее восхищенных глаз. Эта девушка — Цветочница. Она дарит каждому юноше по букету. В ответ они предлагают ей выпить стаканчик. Цветочница присоединяется к танцу официантов и поднимает тост за своих поклонников. Один юноша сажает Цветочницу себе на плечи, другой встает перед ней на колени.
Входят три дамы легкого поведения в сопровождении спутников. Они разодеты в кричаще яркие наряды, мужчины — в черные сюртуки и береты. Кокотки с партнерами танцуют бравурную мазурку.
Появляется прекрасная Продавщица перчаток. Мужчины, забыв о своих партнершах, окружают ее. Девушка несет корзину с перчатками, которыми пытается торговать, но мужчины настойчиво предлагают ей потанцевать с ними. Продавщица перчаток не такая бойкая, как Цветочница, однако ее красота всех восхищает.
Врывается веселый Перуанец. Он только что прибыл в Париж. Ему так не терпится вкусить радостей ночной жизни, что он явился прямо с багажом — двумя баулами, набитыми ювелирными изделиями. Карманы Перуанца полны денег, но в вечной погоне за удовольствиями он нигде не может задержаться так надолго, чтобы их потратить. Бросив баулы, он подходит к Цветочнице, которая прикалывает к его лацкану бутоньерку. Затем Перуанец направляется к Продавщице перчаток. Девушка пытается примерить ему перчатки, но Перуанец не в силах простоять спокойно ни минуты.
Входит Барон. Цветочница, завороженная красивым мундиром, льнет к нему, но Барон заметил Продавщицу перчаток и приглашает ее на танец. Все расступаются, и они кружатся в романтическом вальсе так, словно давно знакомы и созданы друг для друга. Их танец трогателен, в нем ощущается сердечность.
За заднем плане Перуанец развлекает кокоток, угощая их шампанским. Флирт прерывает появление пяти солдат и Офицера, которые входят с таким видом, словно все девушки должны принадлежать только им. Девушки принимают приглашение на танец. Пары исполняют военный танец, в финале которого девушки бросаются на шею солдатам, а те отдают им честь.
В ресторан торжественно вплывает признанная красавица — светская Львица в красном бархатном платье. Ее сопровождают Герцог и Компаньонка, дама в зеленом. Мужчины стремятся угодить Львице, девушки негодуют. Львица строит глазки Офицеру, который тут же прекращает попытки завладеть вниманием прелестной Продавщицы перчаток.
Перуанец что-то шепчет Продавщице на ухо. Чтобы спровоцировать Барона, она делает вид, что соглашается. Барон в ярости. Герцог злится на Львицу. Оба вступают в драку со своими соперниками, а посетители, принимая сторону то того, то другого, ввязываются в потасовку. На сцене воцаряется хаос. Перепуганный Перуанец прячется под столом. Наконец зал пустеет.
Вернувшиеся официанты замечают сидящего под столом Перуанца, тот в страхе выскакивает из-под стола.
Вновь появляются Барон и Продавщица перчаток и начинают танцевать под изысканную мелодию вальса. Теперь они уверены во взаимной любви. Но не успевают они закончить танец, как в ресторане снова начинает бурлить жизнь. Прибегают смазливые исполнительницы канкана вместе со своим учителем. Посетители собираются посмотреть, как девушки высоко вскидывают ноги. Зрители восхищены и подхватывают неистовый танец. Появляется Перуанец в новом цилиндре.
Все танцовщики выходят на сцену, чтобы исполнить последние па бурного танца. Огни гаснут. Девушки берут партнеров под руки, музыка становится мягкой и сладкой. Пары плавно ускользают со сцены, словно уплывают в ночь в гондолах: Барон с Продавщицей перчаток, Цветочница с Герцогом, и Львица с Офицером. Продавщица перчаток, на голову которой накинута черная мантилья, падает в объятия Барона. Обиженный Перуанец остается один. Пары машут ему руками.
Леонид Мясин (1895-1979) родился в Москве, учился здесь в хореографическом училище. В 1914 году стал танцовщиком, а затем и балетмейстером в труппе «Русский балет Сергея Дягилева». В 1937 году хореографа пригласили возглавить новую труппу «Русский балет Монте-Карло», менеджером которой был Сергей Докучаев, взявший себе имя Сергей Денхэм. Замысел балета «Парижское веселье» принадлежал графу Этьену де Бомону. Оформление спектакля должно было напоминать стиль живописи известного в Париже времен Второй империи художника Франца Ксавье.
Граф получил от племянника композитора Жака Оффенбаха рукописные партитуры ста пяти оперетт и предложил Мясину использовать их в новой постановке. Рассказывают, что первоначально у хореографа возникло сомненье в высоком художественном качестве этой музыки, и он обратился за советом к Игорю Стравинскому. Говорят, что от мэтра он получил следующий ответ: «Леонид, вы будете идиотом, если отвергнете то, что может принести вам самый большой успех за всю вашу жизнь».
Трубы и малые барабаны, громко и ликующе открывающие увертюру к этому балету, объявляют начало истории о ночной жизни старого Парижа, о романтике, дружеских танцах и бесконечном веселье. Ликующий ритм и искрометная мелодия напоминают нам о временах, когда любовь была краткой и беспечной, но захватывающей, а день начинался в девять часов вечера. Балет многое взял от знаменитой оперетты Оффенбаха «Парижская жизнь» с ее песенками и куплетами и общими танцевальными финалами. Спектакль не имел развернутого сюжета и представлял собой своеобразную сюиту из забавных сценок и номеров.
На премьере главные партии исполняли: Продавщица перчаток — Нина Тараканова, Цветочница — Евгения Деларова, Львица — Жаннет Лоре, Перуанец — Леонид Мясин, Барон — Фредерик Франклин, Офицер — Игорь Юшкевич.
Еще больший успех имела премьера «Парижского веселья» в США. Труппа «Балле рюс де Монте-Карло» показала ее на сцене «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке 12 октября 1938 года. Партию Продавщицы перчаток исполняла Александра Данилова, остальной состав исполнителей был прежним.
«Роль Перуанца — одно из лучших созданий Мясина, — писала исследовательница творчества хореографа Елизавета Суриц, — здесь объединилось все. Дар виртуозного танца, особенно если этот танец имеет национальный характер. Талант комического актера в балете, притом ясно сознающего, каким должен быть актер в балете, когда игра и танец неотторжимо слиты, каждое па насыщено игрой, любая мимическая сцена оттанцована. Но в комедиях Мясина каждая роль даже безымянного участника массовки могла стать находкой для вдумчивого актера... Одна из особенностей мясинских комедий — он ставил, рассчитывая на данные Александры Даниловой или свои собственные. И критики, оценивая исполнение следующих поколений, неизменно ностальгически вздыхали по ранее виденному. Какие бы блестящие танцовщицы, обладающие и виртуозностью, и комедийном даром, ни выступали в роли Продавщицы перчаток, чего-то, что составляло неотъемлемую часть дарования Даниловой и что нередко определяют одним словом — „шампанское" — их исполнению недоставало».
Балет «Парижское веселье» с хореографией Мясина неоднократно ставился разными труппами. Среди них «Шведский Королевский балет» (1956), «Американский театр балета» (1970, 1988), «Лондонский фестивальный балет» (1973), «Балет Монте-Карло» (1989). После смерти хореографа постановки осуществил его сын — Лорка Мясин.
Балеты Мясина в двадцатом веке никогда не ставились в России. Постановка 14 апреля 2005 года в Большом театре «Вечера хореографии Леонида Мясина» хотя бы отчасти вернула творчество всемирно признанного хореографа отечественной культуре. В нем были представлены разные направления творчества балетмейстера: «Треуголка» — балет с ярко выраженным национальным испанским колоритом, «Предзнаменования» — бессюжетный симфонический балет, «Парижское веселье» — комический балет. Постановку осуществил хореограф Лорка Мясин. Премьера вызвала шквал самых разноречивых оценок.
Балетный критик Александр Фирер писал: «Сохранились архивные записи спектакля с колоритной Александрой Даниловой, чей кураж с „брызгами шампанского" сражает наповал. Вот уж где истинное парижское веселье! Труппа Большого, видимо, не слишком серьезно отнеслась к этому стильному, игровому спектаклю».
Обозреватель газеты «Коммерсант» Татьяна Кузнецова была оптимистичнее: «„Парижское веселье" (1938) — знаменитый балет-канкан на музыку Жака Оффенбаха. Сценки из жизни кафе „Тортони", главного злачного местечка эпохи Второй империи, — настоящий актерский рай: тьма персонажей, забавные номера, великолепная режиссура. Шансом воспользовались многие. Ураганом пронеслась три круга jete en tournant солистка канкана (Наталья Осипова), завершив свою ударную коду смерчем мощных фуэте со шпагатом вместо финальной позы. Японец Морихиро Ивата преуморительно сыграл Перуанца (коронную роль самого Мясина) — суетливого амбициозного мужчинку, жаждущего покорить всех женщин Франции. Светлана Лунькина была превосходна в единственной классической партии Продавщицы перчаток: изящная, шаловливая, пленительная (хотите профессиональных подробностей — извольте: чистейшие линии в адажио, легчайшие три пируэта, отличный апломб, четкая мелкая техника). И великолепен Марк Перетокин в роли Барона — последний настоящий мачо в этом оскудевшем мужскими талантами театре. Напортил кордебалет: знаменитый канкан вовсе не стал кульминацией балета. Маленькие ханжи явно стыдились изображать легких на ногу парижских девиц: подневольно мотали юбками, визжали без всякого удовольствия, скрипя суставами, расползались в шпагате и с трудом выстраивали шалашик из поднятых ног. Но публике хватило и этого — „Парижское веселье" имело наибольший успех».
А. Деген, И. Ступников