Среди музыкальных произведений крупных форм, посвященных В. И. Ленину, большинство принадлежит к кантатно-ораториальному жанру. Кантата и оратория — вокально-симфонические произведения, в которых основную смысловую нагрузку несет текст, дополненный и углубленный симфоническим оркестром. Наличие текста дает возможность композитору конкретизировать содержание произведения, раскрыть не только обобщенные черты ленинского характера, но и рассказать об отдельных событиях из истории революции и биографии В. И. Ленина.
Вот почему в кантатах и ораториях о Ленине уделяется такое огромное внимание слову. Композиторы стремятся сделать его как можно более выпуклым, осязаемым, весомым. На практике это привело к рождению нового типа мелодии, которую, пожалуй, можно определить одним словом — плакатная. Как на плакатах революционного содержания в общих контурах рисунка особенно выделяется какая-нибудь деталь, подчеркивающая тематическую сущность всего плаката, так и в кантатах и ораториях гибкая, непрерывно развивающаяся мелодическая линия вокальной партии перебивается декламационными моментами, особенно ясно освещающими содержание текста. Поэтому в большинстве кантат и ораторий о Ленине наряду с широкой напевной мелодией значительная нагрузка падает на речитатив, впитавший в себя элементы современной разговорной речи.
Большинство кантат и ораторий о Ленине посвящено теме «Ленин — вождь революции». Так, например, в четырех частях кантаты ленинградского композитора В. Сорокина «Ленин всегда с нами» последовательно раскрываются события революции с июльских дней 1917 года до победы Октября. Соответственно названия частей: «Июльские дни», «Ленин в Разливе», «Штурм Зимнего», «Гимн партии Ленина». Эта кантата в основном решена путем создания звуко-живописных картин. Так, в середине первой части композитор рисует картину июльской демонстрации. Оркестр изобилует изобразительными моментами: здесь и скачка конницы, и грохот выстрелов, и свист казачьих шашек. Батальная картина нарисована и в «Штурме Зимнего».
Ленин в этой кантате присутствует как обобщенный образ вождя, чьи идеи воплощаются в жизнь. В кантате есть широкая, свободная русская мелодия, ставшая музыкальным символом ленинской правды. Постепенно утверждаясь, эта тема звучит во всех частях кантаты от вступления до хорового апофеоза из финала «Гимн партии Ленина».
Более конкретны по содержанию оратория «Ленин» А. Лемана и вокальный цикл «Поэма о Ленине» И. Шамо.
Оратория Лемана «Ленин» создана на стихи Маяковского, Кубанева, Заболоцкого, Спасского, Заряна и Кутуя. Начало оратории напоминает народные сказания. Спокойно, неторопливо повествует хор о всенародной любви к Ильичу.
Если первая часть — дума народная, то вторая — это сама жизнь, это стремительно несущийся людской поток. Постепенно приходит более спокойная мелодия, словно само имя Ленина приносит с собой мудрую, спокойную уверенность: «Тогда он, как солнце из тьмы, вырастает... И льет он повсюду свой ласковый свет».
Последующие части оратории навеяны подлинными событиями истории и жизни Ленина.
Петроград накануне революции, апрель 1917 года, Финляндский вокзал, революционный порыв, народ, готовый к решительным действиям.
Далее композитор рисует встречу Ленина с крестьянскими ходоками. Эта часть так и называется — «Ходоки». Спокойная, неторопливая музыка связана здесь с образами правдоискателей, пришедших к Владимиру Ильичу, и с ленинской правдой, открывшейся им.
Следующая, шестая часть оратории — это своего рода революционный реквием. Скупо и вместе с тем с большой внутренней экспрессией певец произносит слова Маяковского: «Вчера в шесть часов пятьдесят минут скончался товарищ Ленин». Оркестр то затихает, то звучит с новой силой. Новый всплеск безудержного человеческого горя: «Ужас из железа выжал стон», и снова все входит в гранитное русло революционной твердости: «Безмолвие. Путь величайший окончен».
Часть «У стен Кремля» — это скорбная песнь об ушедшем навсегда дорогом человеке. Написанная а капелла (хор без музыкального сопровождения), она подобна революционным гимнам — сдержанна, мужественна и проста. Четко, строго звучит хор: «У стен Кремля торжественные ели стоят, как часовые на посту».
Ленин ушел из жизни, но дело Ленина живет. Эту мысль автор проводит в следующей части оратории, торжественном маршевом апофеозе: «Нет, ты жив, ты рядом, вождь».
Идеи Ленина осуществляются поколениями советских людей, уверенно идущих к победе коммунизма. Этой теме и посвящены три последние части оратории — «Пионерия», «Комсомолия» и «Слава партии Ленина».
Заслуживает внимания и вокальный цикл украинского композитора И. Шамо «Поэма о Ленине» (на слова азербайджанского поэта Расула Рза). Значительное место в этом цикле занимают факты и события из биографии Владимира Ильича, повествуя о которых, композитор стремился показать связь ленинских идей с вековыми мечтами народа о счастье и свободе.
В «Запеве» рождение Ленина сопоставляется с весенним расцветом природы. Светлая лирически-песенная мелодия «Запева» органически переходит затем в другие части цикла, где по-новому освещается в зависимости от настроения и содержания каждой части.
Вторая часть «Поэмы» — «На Волге ледоход». На фоне картины весеннего ледохода проходит тема подневольного труда и народного горя, которой противопоставляется тема пробудившейся к решительным действиям народной силы.
Центральный эпизод цикла называется «Свершилось». Музыка этого эпизода строится на одном дыхании, на нарастающей звучности, на неуклонном развитии маршевого героического образа до мощной кульминации — хорового апофеоза «Ленин повсюду».
Среди вокальных произведений, посвященных Ленину, обращает внимание цикл М. Чулаки для хора а капелла на слова М. Лисянского «Ленин с нами», раскрывающий разносторонний мир мыслей и чувств, навеянных Лениным и его идеями.
С трогательной теплотой хор повествует об отношении к Ильичу народа, бережно хранящего каждое событие, каждую деталь ленинской жизни. Понятия «Ленин—вождь» и «Ленин—человек», «Ленин—друг» слиты здесь воедино.
Большинство песен цикла впитало в себя характерные особенности советской массовой песни. Но хотя композитор и сохраняет структуру ее построения, он по-своему трансформирует ее в соответствии с содержанием каждой части цикла. Так, например, первая песня — «Славу Ильича народ хранит» — куплетна, но эту куплетность композитор сумел сделать динамичной. Каждый из последующих куплетов вариационно изменяется, одновременно усложняется и сопровождение, и в результате третий куплет воспринимается, как кульминация всей части.
Одним из наиболее интересных хоров цикла является хор «Конечно, Ленин мог зимой родиться», где рождение Ленина символически связано, как и во многих песнях о Ленине, с весенним пробуждением и расцветом природы.
Тихо вступают басы. Постепенно включаются другие голоса, музыка растет и ширится. И вот кульминация: «Весну, как праздник, вся земля встречала, когда он появился на земле». В хоре, написанном на текст стихотворения Лисянского «Вишни», рассказывается, как молодые рабочие принесли в подарок больному Ильичу вишневые деревья и посадили их под его окнами. Музыка простых напевных строк песни наполнена большим теплым чувством.
Значителен и хор «Молчат на столе телефоны».
Кабинет Ленина в Кремле. Лишь еле слышный перезвон кремлевских курантов нарушает тишину. Здесь работал Ленин. Есть высокая правда в этой музыке, которая не оставляет слушателя равнодушным.
Скорбна, задумчива музыка хора «Ту песню Ленин вспоминая», в которой в качестве рефрена проходят интонации любимой песни Ильича «Замучен тяжелой неволей». Композитор и исполнители говорят нам о чувствах людей, певших когда-то эту песню вместе с Лениным.
Когда над рекой, над садами
Знакомый мотив поплывет,
Нам кажется, будто бы с нами
Ильич эту песню поет.
Интересно решен композитором хор «Был в ту пору Ленин тяжко болен». Второй куплет хора строится по принципу постепенного наслаивания голосов, и этот прием создает ощущение беспрерывного, все возрастающего людского потока. Медленное, размеренное звучание голосов напоминает русскую протяжную песню, выразительную, полную глубокого чувства и вместе с тем очень простую и бесхитростную.
В хоре «Едет Ленин на снежный край земли» композитор подражает характерной манере исполнения чукчей, используя, например, пение на звуках «йё», имитирующее крик погонщика оленей. Мелодия хора орнаментально украшена и колоритна ритмически.
О бессмертии Ленина — вождя советского народа, о его великих деяниях, о претворении в жизнь его заветов рассказывает одночастная кантата Д. Кабалевского «Ленинцы» на слова Евгения Долматовского. Три поколения ленинцев предстают в этом произведении.
Работая над кантатой, ее авторы писали: «В основе кантаты „Ленинцы“ лежит идея единства трех поколений советских людей, выросших и растущих под ленинским знаменем,— пионеров, комсомольцев и коммунистов. В соответствии с таким замыслом кантата написана для трех хоров: детского, молодежного и обычного».
Открывается кантата энергичной, активной мелодией. Звучат вместе все три хора. Но вот слово получает пионерия; звучит звонкий радостный пионерский марш «Красный галстук на груди, нас на подвиги веди». Четко скандируя каждую фразу, уверенно поет детский хор: «К делу мира и труда пионер готов всегда».
Комсомольская песня, овеянная романтикой подвигов нашей молодежи, более спокойна. Светлая и напевная, она также написана в четком ритме марша. Середина песни более сурова и внутренне собрана. Здесь повествуется о героических буднях советской молодежи.
Дыханием революционных гимнов овеян хоровой эпизод «В битвах великих за революцию Ленин бессмертный партию выковал».
В заключительном разделе кантаты композитор снова повторяет звучавшие ранее мотивы, что создает внутреннее единство произведения. Четко, монолитно, торжественно звучат опять все три хора.
Кантата Ю. Левитина «Ленин жив» для симфонического оркестра написана на стихи В. Маяковского, А. Твардовского и Е. Долматовского.
Композитору удалось найти очень удачную форму кантаты, которую по внутреннему построению, характеру и контрастности образов можно рассматривать как своеобразную хоровую симфонию. Так, подвижное и стремительное начало кантаты соответствует первой части классической симфонии, действенному сонатному аллегро. Вторая часть — медленная, лирическая — аналогична симфоническому анданте. Сверкающую, молодую, задорную музыку третьей части можно рассматривать как скерцо, традиционную третью часть симфонии. Наконец, торжественный финал кантаты вполне воспринимается как итог большого симфонического цикла.
Внутренняя собранность, логичность и драматургическая цельность кантаты еще более усиливаются тем, что композитор очень точно ощущает ритм, структуру и музыкальность стиха, находя каждый раз соответствующую мелодию для его воплощения. Ритмическая четкость и ораторский пафос Маяковского воплощаются у Левитина в мелодиях речитативного плана, где фиксируется и доносится до слушателя каждое слово, каждая мысль поэта. Характерная народная манера Твардовского рождает у композитора мелодию, напоминающую по своему складу лирические крестьянские песни. Гражданский пафос Долматовского и его умение слышать характерные особенности говора советской молодежи воплощаются у Левитина в светлой, по-молодому озорной музыке, близкой по характеру и настроению советской массовой песне.
В основу первой части кантаты взято стихотворение Маяковского «Комсомольская». О Ленине поет советская молодежь. Четко и динамично скандирует хор начальную фразу стихотворения:
Строит, рушит, кроит
и рвет,
тихнет, кипит и
пенится.
Гудит, говорит, молчит
и ревет
юная армия —
ленинцы.
Первая часть кантаты — быстрый и волевой марш. Герой ее — комсомол, наша юность с ее неугасимой энергией, порывистостью, бесстрашием, смелостью дерзаний.
Музыка второй части кантаты, полная тепла и искренней задушевности, раскрывает содержание стихов Твардовского. О Ленине говорят женщины-матери:
Не смеркнула скорбная дата,
Горит ее памятный свет,
Утрата осталась утратой,
И нету ей давности лет.
Бессрочна она и безмерна,
Мы ее в вечность несем,
Как Ленина дело бессмертно,
Так память бессмертна о нем.
Резко контрастирует со второй частью стремительная и радостная музыка третьей части кантаты. О любимом Ильиче поют дети Советской страны (слова Долматовского). Легко и весело звучат их детские голоса:
Мы знаем, что Ленин
для Родины жил,
мы знаем, как Ленин
детей любил.
Большой и яркий оркестровый эпизод, которым открывается финал кантаты, рисует кипучую жизнь Советской страны.
Завершается кантата гимном в честь Ленина, Коммунистической партии и советского народа.
Из всех произведений кантатно-ораториального жанра, посвященных образу Ленина, наиболее содержательным и ярким по замыслу и его воплощению является удостоенная Ленинской премии «Патетическая оратория» Г. Свиридова (на слова В. Маяковского).
Впервые «Патетическая оратория» прозвучала в 1959 году. Произведение это повествует о событиях великой революции и о первых годах мирного строительства. И хотя непосредственно Ленину посвящена всего одна часть оратории — «Разговор с товарищем Лениным», присутствие Ленина ощущается всюду: в «Марше», в хоре «Героям Перекопской битвы», в хоре «Здесь будет город-сад». Ибо это идеи Ленина оживают в героизме революционных боев и в пафосе мирного созидания.
Начало оратории — «Марш». Это гигантская фреска, эпическая картина шествия революционных масс. Открывают ее энергичные призывы: «Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер».
Эти слова звучат, как выстрел по старому миру. «Левой! Левой! Левой!» — произносит оратор, и в ответ разрастается марш. Уверенная, чеканная поступь. Звучание ширится, растет. Вступает орган. Певец-оратор бросает вызов звездам, и этот вызов подкрепляется новой могучей волной маршевого движения.
Вторая часть оратории — «Рассказ о бегстве генерала Врангеля». Здесь сталкиваются два мира. Гремят раскаты революционного марша, а откуда-то издали доносится заупокойная молитва. Сурово и веско звучат слова рассказчика, свидетеля событий, символизирующих крушение старой России и наступление новой эры.
Следующий эпизод оратории — гимн «Героям Перекопской битвы». Медленное, размеренное движение хоровой мелодии, насыщенной внутренней экспрессией, заставляет вспомнить вокальные традиции Мусоргского. Вся эта часть — своего рода торжественная песня, но торжественность эта особая, она рождена песнями революции и заключает в себе огромный заряд революционной энергии.
Начиная с четвертой части композитор переходит к мирной жизни советских людей, к их героическому труду, их мечтам.
В эпизоде «Наша земля» воспевается любовь к Родине. В простую и сердечную песню вплетается пламенная и вместе с тем внутренне сдержанная, прошедшая через боль и страдания, любовь к Родине. И дальше со стихом — «где с пулей встань, с винтовкой ложись» — подготовляется суровый марш, заключающий эту часть: «С такой землею пойдешь на жизнь, на труд, на праздник и на смерть».
Музыка пятой части (в основу ее положено стихотворение Маяковского «Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»); удивительно поэтично передает звенящую тишину ночи, когда под шум дождя герои «Рассказа» делятся сокровенными мечтами о будущем. И вот оно, это будущее. Кажется, что музыка озаряется изнутри ослепительным светом:
Я знаю —
город будет,
Я знаю —
саду цвесть,
Когда такие
люди
В стране Советской есть.
Драматургическим центром оратории является монолог-раздумье «Разговор с товарищем Лениным». К нему логически подводят все предыдущие разделы, из него вытекает и финал произведения. Здесь герой оратории как бы дает отчет Ленину «о груде дел», «о работе адовой», о том, что «будет сделано и делается уже».
Финал оратории — «Солнце и поэт» — воспевает родную землю, залитую потоками солнца. Солнце здесь символ. Это сияние ленинских идей, озаривших советскому народу путь к коммунизму, путь побед и свершений. Сердце слушателя наполняется гордостью, что он живет на советской земле, там, где жил и боролся за счастье людей великий Ленин.