Финал IX Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской
IX Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской прошел в Москве с 11 по 16 июня нынешнего года. Жеребьевка и торжественное открытие гала-концертом лауреатов конкурса прошлых лет (11 июня), I тур (12–13 июня) и II тур (14 июня) прошли в Центре оперного пения Галины Вишневской, а III тур (финал) и торжественная церемония награждения лауреатов (16 июня) – в Государственном академическом Большом театре России (Новая сцена). Финалисты выступили в сопровождении Оркестра Центра оперного пения Галины Вишневской под управлением маэстро Дмитрия Юровского.
Учредители вокального состязания – Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры города Москвы, Центр оперного пения Галины Вишневской. Смотр проводится в Москве с периодичностью раз в два года и впервые состоялся в 2006 году по инициативе всемирно известной оперной дивы. Забегая вперед, необходимо сделать акцент на том, что в 2026 году юбилейный X Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской состоится в год 100-летнего юбилея певицы (1926–2012).
В состав жюри IX Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской вошли художественный руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской Ольга Ростропович (председатель); арт-директор агентства Stage Door Анджело Габриэлли (Италия); певица, педагог по вокалу, бывшая солистка Большого театра России Маквала Касрашвили (Россия); заведующий вокальной кафедрой факультета музыки Белградского университета искусств, арт-директор оперы Национального театра Белграда (2021–2024) Никола Мияйлович (Сербия); гендиректор Венгерской государственной оперы Сильвестр Оковач (Венгрия); арт-менеджер альянса IMG Artists и TACT Artists Management София Рукина (Израиль); гендиректор Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои Рамиз Усманов (Узбекистан); музыкальный руководитель и главный дирижер Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского, художественный руководитель Новосибирского театра оперы и балета Дмитрий Юровский (Россия).
Из 65 участников, выступивших в I туре, в финал вышли 10, и по итогам конкурса обладателями премий и званий лауреатов стали:
• I премия (1000000 рублей) – Елизавета Кулагина (сопрано, Россия);
• II премия (700000 рублей, поделена) – Султонбек Абдурахимов (бас-баритон, Узбекистан), Семён Антаков (баритон, Россия);
• III премия (500000 рублей) – Валентина Правдина (сопрано, Россия).
Финалисты, не ставшие лауреатами:
Валерия Торунова (меццо-сопрано, Россия);
Тихон Горячев (тенор, Россия);
Мария Жеребятьева (сопрано, Россия);
Чингис Баиров (баритон, Россия);
Алина Хуснутдинова (сопрано, Россия);
Нурбол Артыкбаев (баритон, Казахстан).
Специальные призы конкурса:
• Приз за артистизм – Султонбек Абдурахимов (бас-баритон, Узбекистан);
• Приз зрительских симпатий – Елизавета Кулагина (сопрано, Россия);
• Приз лучшему концертмейстеру конкурса – Екатерина Бржинская (Россия);
• Приз Ольги Ростропович (обучение в Центре оперного пения Галины Вишневской на бюджетной основе) – Юлия Вакула (меццо-сопрано, Россия), Даниил Гаркунов (тенор, Россия), Марьяна Олейник (сопрано, Россия);
• Приз Рамиза Усманова (участие в гала-концерте по случаю 95-летия Большого театра Узбекистана на открытии нового сезона) – Мария Мальцева (сопрано, Россия);
• Приз Сильвестра Оковача (участие в спектакле Венгерской государственной оперы) – Валерия Торунова (меццо-сопрано, Россия), Валентина Правдина (сопрано, Россия);
• Приз Николы Мияйловича (поддержка молодого баритона от баритона, бравшего в начале собственной карьеры бесплатные уроки вокала у Галины Вишневской) – Чингис Баиров (баритон, Россия);
• Приз Софии Рукиной (приглашение на прослушивание) – Мария Жеребятьева (сопрано, Россия).
Как видим, среди обладателей специальных призов – не только финалисты, однако у автора этих строк впечатления о конкурсе сложились лишь на основе III тура. Понятно, что без учета предыстории конкурсных баталий эти впечатления всеобъемлющими быть не могут. Всегда, когда подключаешься к конкурсу с финала, создается ощущение, что для финалистов конкурс начинается с чистого листа, но это ведь отнюдь не так! Правда, в этом случае с извечной «головной болью» всех конкурсов – с тем, что, по твоему собственному мнению, в финал всегда неизбежно выходят не те, – сталкиваться уже не приходится. Ты словно начинаешь свой собственный конкурс, на который выходят не финалисты – ты об этом как бы не знаешь, – а участники вообще, и сей тур для тебя – и отбор, и финал…
Именно при таком слушательском настрое III тур четко показал, что именно оперных артистов, как декларируется в названии самогó конкурса, в финале оказалось не так уж и много. Певцов, с той или иной степенью технической выучки поющих ноты в десятке финалистов было десять из десяти, но певцов, делающих музыку в сáмом что ни на есть прямом смысле этих слов, среди них оказалось, по большому счету, всего двое. Это бас-баритон Султонбек Абдурахимов и баритон Семён Антаков, как раз и поделившие «по-братски» II премию. Конечно, это не может не радовать, но по факту того, кому оказались присуждены I и III премии, понимаешь, что мастерство названных исполнителей оказалось недооцененным! На конкурсе такое бывает сплошь и рядом, однако в данном случае, когда предыстория состязаний оказалась для тебя за кадром, это лишь остается принять как объективную данность…
Султонбек Абдурахимов исполнил арию баса из «Реквиема» Верди и монолог Бориса из «Бориса Годунова» Мусоргского, и если выбор первой арии для финала, признаться, удивил, хотя само исполнение с точки зрения вкуса и стиля оставило весьма позитивное впечатление, то монолог Бориса стал просто откровением – музыкально-психологическим и вокально-артистическим. И далеко не случайно, что приз за артистизм достался именно этому певцу! Практически на равных с ним показал себя Семён Антаков, солист Михайловского театра, благородством драматической кантилены подкупивший в прологе из «Паяцев» Леонкавалло и элегантной раскованностью, истинным куражом блеснувший в куплетах Эскамильо из «Кармен» Бизе.
Если мы сравним его пролог из «Паяцев» с тем же прологом, исполненным баритоном Чингисом Баировым, который свою вторую арию – арию Грязного из «Царской невесты» Римского-Корсакова – всё же спел чуть более чувственно и уверенно, то пальму первенства получает Семён Антаков. Еще один баритон Нурбол Артыкбаев с арией Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского и каватиной Валентина из «Фауста» Гуно обоим коллегам по цеху уступил и стилистически, и технически, но, как и Чингис Баиров, некие задатки артистизма в интерпретациях исполненных арий предъявить всё же смог.
При вполне зачетных для лирического тенора природных вокальных данных с пением нот в каватине Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина и речитативе с арией Герцога из второго акта «Риголетто» Верди довольно неплохо справился Тихон Горячев. «Где взять артистизм?» – вопрос, конечно, не праздный, но для начала исполнителю надо бы отточить кантилену, а также подвижность и свободу звучания в верхнем регистре. И всё же то, что после речитатива финалист спел не только медленную часть арии, но довольно лихо «расправился» и с бравурной стреттой (пусть на этот раз и без ее повтора), вокальных дивидендов ему заметно прибавляет! А притом что артистизмом и супертехничностью в финале не блистали все женские голоса, с обладательницами I и III премий тенор-финалист показал себя на равных, и в распределении мест данный факт сидит упрямой занозой…
Однако чрезвычайно модная на сегодняшний день столичная «Геликон-Опера» по премиям сорвала настоящий джекпот, ибо и Елизавета Кулагина (I премия), и Валентина Правдина (III премия) – солистки этого театра. Театра, работающего исключительно на специфичную клубную публику и среди меломанов давно уже не котирующегося из-за отсутствия в его стенах главного – пиетета к музыке и, собственно, к самóй возвышенной чистоте оперного жанра. Весьма специфичная – отнюдь не меломанская – публика валом валит в «Геликон», и она закономерно обеспечила Елизавете Кулагиной приз зрительских симпатий! Но ее выход в финале с ариями Мими из «Богемы» Пуччини и Маргариты из «Фауста» Гуно предстал таким неинтересным, неярким и будничным, что от планки I премии оказался далек!
В той же агрессивно-бесчувственной, холодно-зычной манере с ариями Виолетты из «Травиаты» Верди и Микаэлы из «Кармен» Бизе выступила и сопрано Мария Жеребятьева. Но самыми скучными и заунывными выступлениями финала предстали ария Чио-Чио-сан из второго акта «Мадам Баттерфляй» Пуччини и ария Оксаны из первого акта «Черевичек» Чайковского в номинальной озвучке Валентины Правдиной.
И в бельканто русском (каватина и рондо Антониды из «Жизни за царя» Глинки), и в бельканто итальянском (фрагмент сцены сумасшествия Эльвиры из «Пуритан» Беллини) силовую напористость и жесткость вокала, недостаточную подвижность и зашкаливавшую резкость верхнего регистра, несмотря на лирическую природу голоса, обнаружила сопрано Алина Хуснутдинова. При этом Валерия Торунова, позиционирующая себя меццо-сопрано, в ариях Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского и Принцессы де Буйон из «Адриенны Лекуврер» Пуччини звучала как сопрано. Но если для Иоанны такой дуализм вполне приемлем, хотя и «выстрелил» слабо, то Принцессе де Буйон сочных и глубоких красок драматического меццо-сопрано катастрофически не хватило! А отсюда – и общее чувство меломанской неудовлетворенности, очевидная недоговоренность музыки…
Завершая обзор впечатлений финала, остается констатировать, что финалисты были в надежных дирижерских руках Дмитрия Юровского, каждого исполнителя «подававшего», словно на блюдечке с голубой каемочкой, однако пойти за маэстро удалось далеко ведь не всем! В последний раз с Оркестром Центра оперного пения Галины Вишневской дирижер сотрудничал на постановке «Евгения Онегина» Чайковского, а в этот вечер перед выступлениями финалистов в качестве музыкального разбега исполнил увертюру к опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Но Дмитрий Юровский также ведь принял участие в работе конкурса в качестве члена жюри – и такое профессиональное совместительство предстает абсолютно логичным и естественным…
Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской перевернул свою очередную страницу, став достоянием новейшей музыкальной истории – перевернул, когда вокальных конкурсов не только в мире, но и в нашей стране сегодня так много, что об уникальности того или иного состязания просто в силу объективных причин говорить не приходится. Оперная индустрия давно уже поставлена на поток, и вокальные конкурсы – не только творческий трамплин для молодых исполнителей, но и фактор престижа для учредителей и организаторов. Такова сегодня жизнь, и таковы сегодня правила игры. Но при этом вопрос «Петь ноты или музыку?» на любом конкурсе с новой силой неизбежно возникает и будет возникать всегда. Возник он и сейчас, в который раз одних воодушевив, а других разочаровав. И так будет вечно – до тех пор, пока в мире существуют конкурсы…
Фото Александра Гайдука и Вадима Тараканова