«Ошибка инженера Кочина» — не просто детектив

Фильм «Ошибка инженера Кочина» (1939) — один из лучших шпионских детективов 1930-х годов, причём, не только советских, но и, как таковых.

В 1990-х годах по кабельному ТВ (помните такое явление?) доводилось смотреть голливудские изделия на эту тему — ловили то «красных», то потом — немцев и японцев. Скучные шаблоны без изящных деталей. В нашем кино тоже полно штампов, но есть и нюансы.

Режиссёр киноленты — Александр Мачерет, автор сценария — он же плюс Юрий Олеша. Написано по мотивам пьесы братьев Тур и Льва Шейнина. То есть киноработа была поручена самым-самым, тогда как в Голливуде шпионские детективы считались второразрядным развлекаловом категории B и над их созданием особо не трудились.

На роль чекиста Ларцева взяли аж Михаила Жарова, на тот момент суперзвезду. Образ мог бы стать ходульным, а Жаров привнёс нотки лиризма, иронии, стиля. Жаров здесь потрясающе красив той плакатной красотой, что завораживает и немного пугает. По большому счёту, Ларцев и есть главный герой повествования, а инженер Кочин (Николай Дорохин) — фигурант чуть не второго плана.

В кадре появляется и Фаина Раневская, играющая тут еврейскую мадам — Иду Гуревич, жену портного. Интересный момент — Фаина Георгиевна почти никогда не играла, собственно, евреек, а здесь она даёт волю своим воспоминаниям о «местечке» и говорит с национальными интонациями.

У Гуревичей сын — военный, да не в нижних чинах, а полковник и служит на Дальнем Востоке. В «Ошибке…» есть очень много маркеров эпохи — например, оставление молодыми евреями привычных профессий — портного, сапожника, ювелира, адвоката, бухгалтера.

В роли красавицы-агента Ксении Лебедевой, которой и было поручено соблазнить, завлечь инженера Кочина, появилась Любовь Орлова, хотя, играет она здесь ужасно — не её формат. Она — комедийно-музыкальная героиня. К тому же, на эту роль подошла бы любая хорошенькая кино-блондинка. Например, Людмила Глазова или Галина Пашкова. К слову, эти актрисы по части драматической игры были даже сильнее звёздной Орловой.

Да, начало — захватывающее. Мы присутствуем на допросе некоего Галкина, пожилого гражданина «из бывших», рассказывающего, что в 1911 году он был счастлив с женой и дочкой, а потом супруга бежала в Париж за любовником, прихватив ребёнка. И вот на склоне лет — аж на излёте 1930-х Галкин решил перейти границу, дабы найти свою взрослую дочь. Более, чем неубедительно, и чекист Ларцев это просекает.

В финале выясняется, что Галкин работал на западные спецслужбы на протяжении 30 лет. С 1909 года! И вот теперь, скопив капиталец, решил рвануть в буржуазный парадиз. Это важный момент — дата вербовки.

То есть персонаж вредил ещё царскому режиму. Подобная линия есть и в «Высокой награде» (1939) — агент орудует со времён Николая II.

Это не просто так — СССР перестал позиционировать себя чем-то оторванным от Русского Мира. Всё больше появлялось имперских смыслов и явных связующих линий между Россией господ-Романовых и первым в мире пролетарским государством.

Но что там с инженерской ошибкой? Итак, инженер Александр Кочин — видный авиаконструктор и сверхмозг. Однако же как все умники, он наивен во всём, что не касается его Большого Дела. Потому совершает ошибку, решив взять домой чертежи, чтобы быстро внести в них правку.

Начальник отдела (к слову, завербованный разведкой) тут же сообщает об этом резиденту. У Кочина роман с привлекательной дамой, той самой Ксенией, что живёт по соседству, в коммуналке. Это — ещё один штрих. В 1930-х даже крупные учёные или секретные проектировщики могли жить в «общих» квартирах. Отдельными апартаментами в Москве располагали только очень-большие-начальники — директора серьёзных производств, главы научных институтов, высшее командование.

Лебедеву, как потом выясняется, завербовали, когда в юности она бывала за рубежом. Ей это претит — она по-настоящему влюбилась в Кочина. Видимо, до этого всё было нормально — дама «работала» на разную там Америку не первый год.

Это — типичный поворот в шпионских детективах всего мира — красивая агентесса влюбляется в свою «жертву». И — становится жертвой сама. Её бестрепетно кидает под поезд злобный резидент, которому надоела лирика блондинки, готовой развалить всю игру.

Да, по идее Кочина с его «ошибками» должны были арестовать, но Ларцев принимает иное решение — оставить инженера на свободе, лишь преизрядно пожурив, а затем и взяв его на охоту — поговорить о главном, погулять по осеннему лесу.

Этот фильм был нужен именно затем, чтобы показать строгую избирательность в вопросах наказаний за подобные проступки. После ежовщины с её повальными арестами новый глава ведомства — Лаврентий Берия очень долго разгребал те быстренько сфабрикованные «дела», что наворотил его предшественник, точнее, его люди.

По сути, «Ошибка инженера Кочина» — это сюжет о новой генерации чекистов, которые не рубят с плеча. У историков есть полуофициальный термин — «бериевская оттепель», случившаяся перед войной, когда из лагерей были возвращены тысячи невинно осуждённых или таких вот Кочиных, совершивших должностной проступок, но не преступление.

И, конечно, в этой кинокартине был явлен основной постулат советского бытия: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой». Показана роль «маленьких людей» — официанта и портного в деле поимки шпионов. В целом, как и в любой шпионской истории всё сводится к мысли, что агентом или героем может оказаться, кто угодно.

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама