Образ Ленина в советской музыке

Образ Ленина в советской музыке

К очередной годовщине Октябрьской революции, ранее государственного и всенародного праздника, а ныне не являющегося даже выходным днем, мы достали из архивов любопытную брошюру. Ее автор — Жанна Дозорцева, человек известный в музыкальных и меломанских кругах: ее лекторий в Московской филармонии действует уже не одно десятилетие. Предлагаем это сочинение 45-летней давности вниманию наших читателей.

СОДЕРЖАНИЕ:

Cоветская музыкальная лениниана
Образ Ленина в опере
Ленинская тема в симфонической музыке
Кантаты и оратории о вожде
Ленин в советской песне
Музыкальные произведения о Ленине

СОВЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕНИНИАНА

В истории не было человека, подобного Ленину, и художественное воплощение его образа в искусстве — задача чрезвычайно сложная, ибо беспримерно громаден масштаб деятельности Ленина, оказавшей огромное влияние на исторические судьбы России и всего человечества, ибо, как писал Маяковский, «мы говорим Ленин — подразумеваем партия, мы говорим партия — подразумеваем Ленин». Эта задача очень сложная потому, что имя Ленина равнозначно для нас революции и коммунизму, то есть величайшим категориям, каждая из которых является сама по себе огромной темой для художника. Сложная, наконец, потому, что гениальная личность Ленина поразительно многогранна, в ней соединяется, на первый взгляд, казалось бы, несоединимое: непримиримость революционера и пафос созидателя; мечтательность и величайшая, трезвость в оценке жизненных явлений; необычайная мягкость, доброта и стальная воля, ломающая все препятствия на пути. Наверное, никто так не любил людей, как Владимир Ильич, но это поразительно сочеталось в нем с ненавистью — к врагам рабочего класса, врагам революции.

Трудность для художника, берущегося за создание образа Ленина, заключается также и в том, что грандиозные масштабы темы порой тянут «на котурны», а Владимир Ильич ненавидел помпезность в любых ее проявлениях, он стоял за простоту и доступность искусства, «которое должно принадлежать народу». В произведениях, посвященных Ленину, особенно нетерпимы напыщенность и поза, снобизм и искусственность. Для воплощения образа Ленина художник должен найти такие художественные средства, которые являлись бы творческим развитием традиций русского классического искусства и вместе с тем были бы глубоко современны.

О сложности и ответственности работы художника над ленинским образом писал еще В. Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин».

Я боюсь
этих строчек тыщи,
как мальчишкой
боишься фальши.

Примечательны в этом отношении высказывания Н. Погодина, автора известной трилогии о Ленине. «Сначала, когда возникло предложение написать для театра пьесу, в которой в числе действующих лиц значилось бы имя Ленина, я не мог заставить себя поверить в осуществимость такого предложения. Помимо понятного человеческого волнения, которое было трудно, почти невозможно преодолеть, надо еще представить себе психологию драматического писателя. Ведь так или иначе вы должны руководить образом, давать ему определенные действия... но как руководить образом Ленина?» (Н. Погодин. Театр и жизнь. — М.: «Искусство», 1953, стр. 207)

И все же, несмотря на немалые трудности, советские художники создали обширную Лениниану во всех видах искусства. Начиная с Маяковского, поэты неоднократно обращаются к ленинской теме. В прозе широкую известность получили очерк М. Горького «В. И. Ленин» и «Синяя тетрадь» Э. Казакевича. Много раз мы встречались с образом вождя в пьесах, наибольший интерес из которых представляют «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая» Н. Погодина. Прочно вошли в историю советского киноискусства художественные фильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Рассказы о Ленине».

В живописи привлекают внимание картины Н. Жукова и И. А. Бродского, рисунки С. В. Васильева. Заслуженное признание получили ленинские скульптурные портреты И. Д. Шадра и «Лениниана» Н. А. Андреева.

Наша задача — познакомить читателя с Ленинианой музыкальной. К воплощению ленинской темы в музыке композиторы подходят по-разному. В одних случаях авторы уделяют внимание преимущественно раскрытию особенностей характера Ленина. В других — стремятся как можно полней передать свое отношение и любовь народа к Ильичу. В третьих — полнее повествуется о претворении в жизнь великих ленинских идей. Так, тема «Ленин и революция» освещена в Двенадцатой симфонии Д. Шостаковича и в «Патетической оратории» Г. Свиридова. Теме «Ленин и народ» посвящены опера В. Мурадели «Октябрь» и вокальный цикл М. Чулаки «Ленин с нами». О бессмертии ленинских идей и их претворении в жизнь повествуют кантаты Д. Кабалевского «Ленинцы» и Ю. Левитина «Ленин жив». Немало создано советскими композиторами и песен о Ленине, получивших широкое народное признание.

Образ Ленина, вождя и человека, неисчерпаем. Поэтому все достигнутое в воплощении ленинской темы при всей своей значительности не исключает, а, наоборот, подготовляет появление еще более совершенных произведений.

продолжение

реклама