Anna Karenina
Балет в 3 актах на музыку П. Чайковского.
Сценарист (по Л. Толстому) и балетмейстер А. Проковски, художник В. Окунев, дирижер Г. Вульфенден.
Премьера состоялась 27 марта 1993 года в Мариинском театре.
Андре Проковски (Андрей Проковский) — родился в 1939 году в Париже в семье русских эмигрантов, там же получил хореографическое образование у Любови Егоровой и Николая Зверева. С 1957 по 1977 год выступал как танцовщик-солист в ведущих труппах мира, в том числе 4 года в труппе Дж. Баланчина. В 1970-х годах стал сочинять и ставить собственные спектакли. Среди них многоактные балеты: «Анна Каренина» (1979, Австралийский балет), «Три мушкетера» (1980, там же), «Живаго» (1982, Кейптаун), «Великий Гэтсби» (1987, Питсбург), «Травиата» (1989, Лондонский фестивальный балет), «Макбет» (1991, Сантьяго). Проковски поставил также множество одноактных балетов, ему принадлежат редакции классических русских балетов. Для Мариинского театра хореограф создал расширенную редакцию балета «Анна Каренина».
Либретто в целом было похоже на московское. Однако весь второй акт проходит в поместье Вронского. В течение года (в балете — это четыре сцены в деревне) отношения влюбленных проходили путь от барской идиллии со слугами, крестьянами и т. п. до неизбежных ссор. Уединение исчерпало себя: Вронскому становилось скучно, Анна тосковала по сыну. В третьем акте, после сцены в оперном театре, следовала встреча Анны с ребенком, ее изгнание из дома Карениным и почти сразу сквозь метель роковой путь к вокзалу. Сцена самоубийства была весьма эффектна и драматична — бутафорский, почти в натуральную величину паровоз, сверкая огнями, летел на зрителей, маленькая фигурка Анны исчезала в его чреве.
Английский дирижер Гай Вульфенден создал музыкальную партитуру, используя множество сочинений Чайковского. Ключом ко всему балету стала увертюра-фантазия «Буря». В прологе (сцена на перроне) использовался материал из «Сюиты № 2», в первом акте звучала музыка из «Мазепы», па-де-де героев шло под «Размышление». Настроение деревенских сцен великолепно гармонировало музыке Чайковского из «Снегурочки», «Орлеанской девы», «Времен года», «Вальса № 6» (опуса 51) и частично «Сентиментального вальса» из третьей сюиты. Последние сцены балета исполнялись под оркестрованную финальную часть фортепианного трио (опус 50) и фрагмент из «Бури». По словам дирижера: «Вся оркестровка являет собой смешение оригинальных произведений Чайковского, аранжировки фортепианной музыки, транспонированных тональностей и композиционной обработки».
Хотя петербургская постановка также была сосредоточена на истории двух героев, в спектакле промелькнули Китти, Левин, Стива, Долли. Каренин, как и в Москве, был фигурой однопланово отрицательной и изображался средствами оттанцованной пантомимы. Спектакль был задуман как своеобразной бенефис балерины Юлии Махалиной. Премьеру вместе с нею танцевали Константин Заклинский (Вронский), Владимир Пономарев (Каренин), Ульяна Лопаткина (Кити). Присущий Махалиной драматизм, умение в танце передавать разнообразие мыслей и переживаний были выявлены в образе Анны, однако эта роль не стала вершиной ее яркого творческого пути. Да и сам балет страдал некоторой излишней повествовательностью. Если в «застойные» семидесятые годы спектакль Щедрина-Плисецкой стал яркой вспышкой, то в драматичнейшие девяностые сентиментальная «балетная пьеса» Проковски не смогла по-настоящему увлечь ни артистов, ни зрителей. Время требовало более яркой и напряженной хореографии.
А. Деген, И. Ступников