Отторино Респиги. «Римские празднества»

Композитор
Год создания
1928
Дата премьеры
21.02.1929
Жанр
Страна
Италия
Отторино Респиги

«Римские празднества» (итал. Feste Romane) ― симфоническая поэма Отторино Респиги, написанная в 1928 году. Произведение было впервые исполнено 21 февраля 1929 года в Риме, в зале «Августео». Исполнил его оркестр Академии Санта-Чечилия, дирижировал Бернардино Молинари.

Каждый творец находит для себя разнообразные источники вдохновения. Для Отторино Респиги одним из таковых стал Рим – он не был для композитора родным городом, но очаровал его своей красотой и древностью. Вечному городу Респиги посвятил три сочинения, в полной мере раскрывших его мастерство композитора-симфониста. Созданные в разные годы, они объединяются в «Римскую трилогию». Начало этому циклу было положено в 1917 г. созданием симфонической поэмы «Фонтаны Рима», в 1924 г. родилась вторая поэма – «Пинии Рима», а в 1928 г. Респиги завершил трилогию, создав третью поэму – «Римские празднества».

Воплощая в музыке историю Рима, Респиги стремился охватить все эпохи, на которые пришлось его существование – и времена императоров, и Средневековье, и современность. Публичные торжества в Риме пользовались успехом во все времена, и композитору блестяще удалось передать особенности каждой эпохи. Однако композитор проявил не только блестящее знание истории – в «Римских празднествах» в большей степени, чем в двух предыдущих поэмах, проявилось национальное своеобразие музыки Респиги.

Музыкальный язык симфонической поэмы опирается на песенные и танцевальные интонации итальянского фольклора, которые получают развитие в рамках выразительных средств музыки Новейшего времени. Атмосферу праздников создает жанровая образность в сочетании с виртуозным применением оркестровых тембров. Композитор использовал весьма внушительный оркестровый состав с большим количеством инструментов, имеющих красочные тембры – английский рожок, кларнет-пикколо, бас-кларнет, басовый тромбон и два теноровых, контрафагот. Оркестр дополнен органом и фортепиано (в отдельных моментах – в четыре руки), в него введены инструменты, не свойственные симфонической музыке, но создающие национальный колорит: мандолина, буцина (духовой инструмент, восходящий к традициям военной музыки Древнего Рима), цимбалы. Особенно богата и разнообразна группа ударных: ксилофон, колокольчики, треугольник, колокола, там-там, коробочка, бубенцы, трещотка, большой и малый барабаны.

Как и две предыдущие поэмы, «Римские празднества» состоят из четырех частей, исполняемых без перерыва. Первая часть – «Римский цирк: Ристалище» – представляет мрачную и даже страшную картину, соответствующую известному принципу «Хлеба и зрелищ!» В Circus Maximus – главном древнеримском цирке – толпа с нетерпением ждет начала кровавого зрелища. Крики толпы, кличи гладиаторов, вой зверей – всё это смешивается в наводящем ужас звучании, которому контрастирует музыкальный образ христиан-мучеников.

Часть вторая озаглавлена «Рождество Христово: Юбилей», это связано с традицией, заложенной папой римским Бонифацием VIII. Желая привлечь в Рим как можно больше паломников, этот понтифик постановил в 1300 году каждые сто лет отмечать годовщину Рождества Христова особым праздником, а христианам, которые посетят его, отпускать все грехи. Это приносило немалый доход, поэтому впоследствии юбилеи стали отмечать через пятьдесят, а потом и через двадцать пять лет (отсюда проистекает традиция особо праздновать «круглые» даты различных событий). В этой части Респиги представляет толпу паломников, бредущих к Риму. Мелодия, основанная на интонациях григорианского хорала, поначалу звучит тускло и устало, но по мере приближения к цели путешествия пилигримов охватывает воодушевление, и хорал приобретает характер ликующего гимна.

Часть третья – «Октябрьский праздник» – представляет торжество, посвященное сбору урожая. Как в калейдоскопе, свободно чередуются тематические эпизоды, представляя пеструю картину народного праздника: звуки охотничьих рогов и вакхические песни сменяются романтической серенадой под аккомпанемент мандолины.

Четвертая часть – «Бефана: Праздник Крещения» – пронизана песенными и танцевальными мотивами, создающими яркий образ уличного веселья на площади Пьяцца Навона.

Симфоническая поэма «Римские празднества» впервые прозвучала в марте 1929 г. в Риме, в зале «Августео». Исполнил ее оркестр Академии Санта-Чечилия, дирижировал Бернардино Молинари. Подобно двум предыдущим поэмам, «Римские празднества» заинтересовали дирижеров, которые сразу после мировой премьеры стали включать произведение в свой репертуар. В частности, Артуро Тосканини в том же году осуществил американскую премьеру, исполнив поэму в Карнеги-холле с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Впоследствии Тосканини осуществил две записи «Римские празднества» – в 1942 г. с Филадельфийским оркестром и в 1949 г. с Симфоническим оркестром NBC. Вторая запись имела особое историческое значение: дирижер настоял, чтобы в записи были переданы все динамические оттенки, благодаря чему были расширены возможности звукозаписывающей аппаратуры того времени.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама