Hibla Gerzmava
Хибла Леварсовна Герзмава (род. 6 января 1970, Пицунда, Абхазская АССР) — российская оперная певица, сопрано. Народная артистка России (2012). Народная артистка Абхазии (2006). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2021). Лауреат международных конкурсов «Вердиевские голоса» Буссето (Италия), имени Франсиско Виньяса в Барселоне, имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. В 1994 году певица одержала победу на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, став первой в истории конкурса обладательницей Гран-при.
Хибла Герзмава… Имя этой певицы по-абхазски означает «златоокая», а поклонники, которых немало по всему миру, наградили артистку не менее поэтичным прозванием – «золотое сопрано России».
Родина певицы – Пицунда, курортный город, расположенный в Абхазии. Отец ее был переводчиком и гидом в «Интуристе», мать – старшим администратором в пансионате. Но, не будучи профессиональными музыкантами, они очень любили музыку. Отец обладал прекрасным басом, мать, учившаяся в детстве в музыкальной школе, играла на фортепиано. Еще один источник музыкальных впечатлений был связан с органным залом, располагавшимся в церкви IX столетия. Звуки органа зачаровывали девочку, и она мечтала играть на нем. Родители поддержали желание дочери, и она начала посещать в Гаграх музыкальную школу – правда, игре на органе в школах не учат, и Хибла поступила на фортепианное отделение. В таком же качестве она училась потом в музыкальном училище в Сухуми.
Петь ей тоже нравилось – она с удовольствием пела песни из кинофильмов и сочиненные ею самой, но не думала о вокальной карьере. Но однажды она исполнила сочиненные ею песни перед своим наставником-пианистом, и тот посоветовал ей прийти на прослушивание к Жозефине Бумбуриди, возглавлявшей вокальное отделение. Оценив одаренность студентки, Бумбуриди стала обучать ее певческому искусству, и в Московскую консерваторию Герзмава поступила уже как певица. Ее наставницей стала Ирина Ивановна Масленникова. Реализовала она в определенной степени и свою мечту об органе, на протяжении трех лет обучаясь игре на этом инструменте факультативно.
В студенческие годы пришлось нелегко: мать певицы умерла еще до ее отъезда в Москву, отца она лишилась, будучи студенткой первого курса. В материальном плане можно было рассчитывать только на себя, и Герзмава давала уроки фортепианной игры на дому: это позволяло не голодать, но большого дохода не приносило. На последнем году обучения певица участвовала в Конкурсе им. П. И.Чайковского и завоевала Гран-при, и это стало началом ее блестящей карьеры.
После окончания консерватории Хибла Герзмава проходила ассистентуру-стажировку у Ирины Масленниковой. В тот год в Театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко шел отбор для постановки «Богемы», и Герзмава решила попытать счастья. Режиссер Александр Титель выбрал ее на роль Мюзетты. Работа под руководством Тителя многому ее научила – благодаря ему Герзмава почуствовала себя не просто певицей, а актрисой. Так началась ее оперная карьера. Этот театр Хибла Герзмава до сих пор считает своим домом, хотя петь ей доводилось во многих театрах мира: Большом, Мариинском, Ковент-Гардене, Метрополитен, Венской опере и других.
В 2001 году певица организовала фестиваль «Хибла Герзмава приглашает». До 2014 года местом его проведения была Абхазия, позднее – Москва и другие города России и мира. В том же году состоялось весьма необычное выступление Хиблы Герзмава: на закрытии Олимпиады в Сочи артистка пела на воздушном корабле с поэтичным названием «Вестник весны».
В репертуар певицы вошло множество партий: Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского, Виттелия в «Милосердии Тита» и Донна Анна в «Дон-Жуане» Моцарта, Лю в «Турандот» и Мими в «Богеме» Пуччини, Елизавета Валуа в «Доне Карлосе», Дездемона в «Отелло», Леонора в «Силе судьбы», Леонора в «Трубадуре» и Виолетта в «Травиате» Верди, Розина в «Севильском цирюльнике» Россини, Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане» и Шемаханская царица в «Золотом петушке» Римского-Корсакова, Людмила в «Руслане и Людмиле» Глинки, заглавная роль в «Медее» Керубини.
В «Сказках Гофмана» Жака Оффенбаха Герзмава исполняла все три женские партии – Олимпию, Джульетту, Антонию. Выступала она и в операх Гаэтано Доницетти – Адина в «Любовном напитке», заглавные партии в «Анне Болейн» и «Лючии ди Ламмермур». Талант певицы проявился и в жанре оперетты – она исполнила партию Адели в «Летучей мыши» Иоганна Штрауса.
Не менее разнообразен концертный репертуар певицы: камерно-вокальные сочинения Дебюсси, Пуленка, Прокофьева, романсы Римского-Корсакова, Чайковского, Глинки и Рахманинова. Хибла Герзмава участвовала в исполнении Симфонии № 9 Бетховена и Симфонии № 4 Малера, реквиемов Моцарта и Верди, «Глаголической мессы» Яначека, ораторий Гайдна «Времена года» и «Сотворение мира», «Кофейной кантаты» Баха.
Автор фото — Влад Локтев