Возвышенное и земное

Абонемент «Шуберт и Рихард Штраус»

Последний концерт абонемента Национального филармонического оркестра России «Шуберт и Рихард Штраус» продирижировал Владимир Спиваков. В течение сезона слушатели смогли получить достаточно полное представление о симфоническом наследии прежде всего Р.Штрауса: под управлением Иона Марина, Теодора Курентзиса, Александра Лазарева звучали такие редкости, как «Альпийская» и «Домашняя» симфонии, ранняя симфоническая фантазия «Из Италии», поэма «Дон Кихот». Поэтому завершающая программа оказалась отданной Шуберту — две ранние симфонии и мотет «Salve Regina» в какой-то мере уравновесили цикл.

Все началось с Четвертой симфонии (1816) — «Трагической». Подзаголовок, конечно же, сразу настраивает публику на мрачный лад, однако музыка сочинения не несет отпечатка вселенской скорби. Минорная тональность привносит драматизм, мятежный характер в первой и четвертой частях, но отнюдь не является провозвестником будущих скорбных страниц «Зимнего пути». Во всяком случае, такое впечатление оставила интерпретация НФОРа, исполнившего партитуру добротно, но «без полета».

Ситуация переменилась с выходом на сцену певицы Хиблы Герзмавы, солировавшей в «Salve Regina». Альянс Х.Герзмавы и НФОРа в этом сезоне оказался очень удачным. Незабываемо ее выступление во французской программе, где она замечательно исполняла музыку Равеля — изысканную и пряную. Стиль Шуберта — совершенно иная область, где преобладают камерные, пастельные краски (на сцене остался только струнный состав), уход в божественные сферы. Выбранное сочинение композитора, как и вообще духовное наследие Шуберта, редко появляется на эстраде. И хотя считается, что Шуберт слишком вольно обращался с канонами литургии, создавая свои мессы, сочинял музыку, слишком романтизированную по духу, но в «Salve Regina», напротив, поражает глубина и серьезность тона, отрешенность от мирской суеты.

Слушая певицу, публика пережила минуты настоящего откровения, настолько тонко и проникновенно Х.Герзмава передала ангельскую суть шубертовского произведения. Она сразу же «повела» за собой оркестр, и нежное звучание струнной группы добавило обертонов великолепному голосу певицы. И хотя, объективности ради, следует заметить, что не все в «Salve Regina» у Герзмавы вышло идеально технологически, но ее талант, одухотворенное мастерство заставили забыть об этих шероховатостях. Ее хотелось слушать еще и еще.

Показалось, что состояние вдохновенного музицирования, возникшее в «Salve Regina», стало тем необходимым творческим импульсом, позволившим НФОРу блестяще исполнить во втором отделении Пятую симфонию Шуберта. В их игре появились легкость, естественность дыхания, музыка словно рождалась на наших глазах, очаровывая своей непосредственностью и обаянием зал. Написанная в тот же год, что и «Трагическая», эта симфония предстала абсолютным антиподом. В ней «ласкали ухо» замечательные песенные мелодии, радовала лаконичность высказывания (никаких длиннот, пусть даже божественных), удачная инструментовка. Вероятно, во многом такому впечатлению способствовала именно игра НФОРа под управлением В.Спивакова, высоко оцененная слушателями. А исполненный «на бис» менуэт Шуберта, который В.Спиваков посвятил «памяти ушедших друзей», поставил изящную точку в этой редкой программе, где соединилось возвышенное и земное.

Евгения Кривицкая

реклама

вам может быть интересно

Шубертиада, или 180 лет спустя Классическая музыка