«Гензель и Гретель» / «Ваня и Маша» (нем. Hänsel und Gretel) — сказочная опера Энгельберта Хумпердинка в трех действиях, либретто А. Ветте по одноименной сказке братьев Гримм.
Премьера: Веймар, 23 декабря 1893 г., под управлением Р. Штрауса. Вскоре опера была поставлена за рубежом. На русской сцене: Петербург, Панаевский театр, 2 января 1896 г.; Москва, Большой театр, 28 января 1896 г. (под названием «Пряничный домик, или Гензель и Гретель»), затем на сцене Мамонтовской оперы (под названием «Ваня и Маша») и в Петербурге, в Мариинском театре, 24 октября 1897 г. Главные партии исполняли такие выдающиеся певицы, как Е. Збруева, М. Эйхенвальд, Н. Забела, М. Долина, Н. Фриде и др.
Дети бедного вязальщика метелок Гензель и Гретель, в наказание за проказы посланные матерью в лес за ягодами, попадают в домик колдуньи, которая превращает детей в пряники. Гензелю и Гретель, однако, удается перехитрить ведьму и, засадив ее в печь, освободить и вернуть к жизни заколдованных ею детей. Сама же ведьма превращается в огромный превкусный пирог. Этот нехитрый сюжет позволил развернуть большое феерическое представление, в котором причудливо сочетаются элементы детской сказки и романтической оперы.
Заимствованные из фольклора мотивы подверглись существенной переработке. У братьев Гримм доведенный нищетой до отчаяния дровосек, отец Гензеля и Гретель, соглашается с женой, что лучше завести детей в лес и оставить их там, чем пропадать с голоду всем четверым. Либреттист и композитор отбросили этот мотив, смягчили характеристики отца и его жены, превратив ее из мачехи в родную мать. В опере появился отсутствующий у братьев Гримм религиозный элемент: заблудившиеся в лесу дети молятся и засыпают; с неба спускается светлая лестница, по которой на землю сходят ангелы и становятся у изголовья спящих. Бог охраняет бедняков от несчастий.
Музыкальные принципы, которым следовал композитор, обусловлены Вагнером. Хумпердинк не только использовал его характерные приемы, но и пытался создать аналогичные в музыкально-драматургическом отношении ситуации: вступление ко II д. — «Полет ведьмы» — подражает «Полету валькирий», а сцена в лесу явно ориентирована на «Зигфрида». Разрыв между темой и средствами ее воплощения составляет недостаток произведения, однако трогательная атмосфера рождественских историй и элементы феерии определили в свое время его успех, особенно у детской аудитории. В наше время опера в основном идет в Германии. Одна из последних постановок — в Штутгарте (1995).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Петер, вязальщик метел (баритон)
• Гертруда, его жена (меццо-сопрано)
• Гензель (меццо-сопрано) и Гретель (сопрано), его дети
• Ведьма (меццо-сопрано)
• Дрёма (сопрано)
• Человек-росинка (сопрано)
Время действия: «Как-то раз».
Место действия: Германия.
Многие годы существует традиция исполнять эту оперу на Рождество как развлечение для малышей, хотя не совсем ясно, почему сказка, действие которой происходит летом, считается такой уж подходящей для зимнего праздника. Трудно представить себе, что малыши в состоянии оценить или полюбить искусную, но все же довольно тяжеловесную оркестровку этой оперы, сделанную в вагнеровском духе, как, впрочем, и многие другие сложности оперы. Однако привычка ставить и слушать ее существует уже так долго, и так много поколений взрослых прожило жизнь с уверенностью, что они любили эту оперу, еще будучи детьми, что только в Соединенных Штатах можно констатировать некоторый спад интереса к ней; в Европе же она по-прежнему очень популярна. В Америке — лучше это или хуже — дети выражают свое мнение более свободно, чем в других странах, и в Рождество по общему согласию (которое, правда, никогда не было предметом научного анализа) пальма первенства теперь отдается опере Джан-Карло Менотти «Амал и ночные гости». Ее сюжет более подходящ для празднования Рождества, к тому же она значительно короче, и на ней можно не засиживаться.
Тем не менее «Гензель и Гретель» — это замечательная партитура. Использование в ней подлинных народных детских песен в первом действии, музыка «Молитвы», как она звучит во втором действии, «Скачка ведьмы» и несколько других музыкальных эпизодов — все это стало достоянием нашей культуры. И вполне заслуженно! Можно лишь благодарить судьбу, что Хумпердинк ограничил себя в сочинении других композиций и уделил время — что поначалу было для него второстепенным занятием, сочинению музыки для детской пьесы, которую написала его сестра Адельгейда Вётте для исполнения в кругу семьи.
УВЕРТЮРА
Любимый номер в концертах популярной симфонической музыки, эта увертюра начинается музыкой «Молитвы» из второго действия, после чего следуют контрастирующие ей темы из других частей партитуры, мастерское развитие которых приводит вновь к теме «Молитвы», на сей раз звучащей очень мощно, как если бы это был гимн победе.
ДЕЙСТВИЕ I
Занавес подымается, и мы видим лесную хижину бедного дровосека, в которой двое его детей — Гензель и Гретель. Они голодны, но, тем не менее, вынуждены работать. При этом они играют и ссорятся, как положено детям, пребывая, однако, в самом веселом расположении духа. Они поют старинную немецкую народную песенку «Приди, братец, и потанцуй со мной». Возвращение их матери сразу же кладет конец их смеху и веселью; с виноватым видом они пытаются объяснить ей свое бездельничанье. В ярости она разбивает крынку молока — теперь не из чего сварить суп. Грозя суровым наказанием и страшными побоями, она посылает их в лес, предупреждая, чтобы они не возвращались, пока не соберут полной корзины земляники.
Петер, отец Гензеля и Гретель, возвращается домой, веселый и подвыпивший. Он смягчает сердце Гертруды, своей жены, тем, что показывает ей полную корзину съестного — колбаски, кофе, хлеб и масло, — которую принес. Это плата за сделанную неожиданно подвернувшуюся ему в деревне работу. Пока она варит суп, он ищет по дому детей и не находит их. Гертруда говорит ему, что послала детей в лес за земляникой. Но ведь они могут заблудиться в горах Ильзенштейн, забеспокоился Петер. Гертруду не очень-то это волнует, — она сама ведь не отсюда и не знает местных поверий. Петер же в большом волнении, и в арии, которую он теперь поет, объясняет жене, что в горах Ильзенштейн обитает ведьма, которая летает на помеле и похищает маленьких детей с тем, чтобы потом превратить их в пряники. Гертруда тут же устремляется за детьми, вслед за ней, не выпуская из рук своей бутылки, бежит Петер.
ДЕЙСТВИЕ II
Поскольку антракт в спектакле, где собирается много детей, может таить в себе определенные проблемы, постановщики этой оперы часто дают это действие как вторую сцену, без перерыва. В таком случае оркестр сразу играет «Hexenritt» («Скачка ведьмы») — небольшую, очень оживленную музыкальную поэму, во время которой можно успеть сменить декорации.
У подножия зловещих гор Ильзенштейн Гензель и Гретель собирают землянику. При этом они не могут отказать себе в удовольствии тут же съесть ее. Гретель поет очаровательную народную песенку. Но вот начинает темнеть, и их охватывает страх. Они заблудились; им чудится, что они видят таинственные фигуры и слышат загадочные голоса (эти голоса для большего правдоподобия олицетворяет женский хор за сценой). От страха дети бросаются друг к другу в объятия. Их успокаивает появившийся маленький Дрёма, он навевает на них сон своей чудесной детской молитвой, обращенной к четырнадцати ангелам, которые будут защищать малышей, пока они спят. Успокоив детей, он исчезает.
С горы на них светит свет, и в его лучах спускаются четырнадцать ангелов; они собираются вокруг спящих детей и исполняют свой плавный и сдержанный танец.
ДЕЙСТВИЕ III
После короткого оркестрового вступления занавес поднимается, и мы видим ту же сцену на следующее утро. Но теперь стал виден прелестный старинный немецкий дом, весь украшенный фигурками детей в полный рост, похожими на имбирные пряники. Конечно же, это дом ведьмы.
Человек-росинка, после того как спел песенку, в которой рассказал о себе, будит детей. Они просыпаются, видят этот прекрасный дом; он кажется им необычайно привлекательным. Они совершенно очарованы. Гензель отламывает кусочек пряника и начинает его есть. Заслышав, что кто-то внутри поет старинную игровую песенку «Кто грызет в моем доме?», Гензель и Гретель поначалу принимают это за простое дуновение ветра. Но на самом деле это ведьма; она неожиданно появляется и накидывает веревку на шею мальчику (но ему удается высвободиться), приглашает детей в дом (они отказываются), и тогда, используя волшебные чары, она делает детей своими пленниками. Она машет можжевеловым суком, бормочет слова заклинания — и Гензель и Гретель замирают без движения. Ведьма помещает Гензеля в клетку, Гретель приказывает работать по дому, разжигать большую печь, а сама начинает дикую скачку на своей метле.
Но эта подслеповатая ведьма, оказывается, не такая уж всемогущая. Когда она ощупывает Гензеля, чтобы убедиться насколько он «вкусен», чтобы его съесть, тот подсовывает ей вместо своего пальца палку. После этого она говорит, что он слишком костляв. Гретель, в свою очередь, воспользовавшись моментом, когда ведьма не может ее видеть, берет волшебную палочку и с ее помощью освобождает брата. Затем Гретель спрашивает ведьму, как обращаться с печью, и та говорит, что в нее нужно влезть. И когда она показывает, как это делать, дети ловко вталкивают ее туда. Так Гензель и Гретель, которых ведьма хотела запечь и превратить в пряники, чтобы украсить ими свой дом, освобождаются от ее чар. С помощью все той же волшебной палочки они возвращаются в реальный мир. И все, кто сочувствовал детям в этом волшебном лесу, соединяются в хоре, празднуя конец черной магии.
Именно в этот момент Петер и Гертруда находят своих детей со всеми их новыми друзьями. Ведьму, теперь в виде огромного запеченного пряника, извлекают из-под обломков ее печи; Петер выводит из этой истории соответствующую мораль — злоба наказывается. И все в конце концов славят Бога в хоровом варианте «Молитвы».
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
Дискография: CD — Decca. Дир. Эйхгорн, Гензель (Моффо), Гретель (Донат), Петер (Фишер-Дискау), Ведьма (Людвиг).