Saxophone Quartet (B-dur), Op. 109
Особое место в камерном инструментальном творчестве Глазунова занимает Квартет для четырех саксофонов, написанный в 1932 году. В ранние годы, изучая свойства разных оркестровых инструментов, он написал ряд небольших духовых ансамблей (преимущественно дуэтов), но это были в основном учебные работы, которым сам композитор, по-видимому, не придавал самостоятельного художественного значения и поэтому не счел возможным их опубликовать. Более зрелой является небольшая пьеса «In modo religioso» («В религиозном духе») для трубы, валторны и двух тромбонов (1892), но и она осталась лишь единичным опытом подобного рода.
Мысль о создании такого необычного по составу сочинения, как квартет для саксофонов, возникла у Глазунова сорока годами позже (1932) во время пребывания за рубежом под влиянием близкого знакомства с этими инструментами и отличными исполнителями на них.
Сообщая М. О. Штейнбергу о своей работе над квартетом, он писал: «Эти инструменты очень звучны и сильны, и в оркестре даже покрывают обычные духовые инструменты. В духовом оркестре Национальной гвардии имеются превосходные солисты на саксофонах». Эти музыканты и были первыми исполнителями квартета, посвященного Французской национальной гвардии.
В целом выдержанный в традиционной для Глазунова манере квартет содержит отдельные интересные штрихи. Так, синкопированные ритмы первой его части вносят в нее элементы специфической остроты, характерной для джазовой музыки («немного американисты», — замечает композитор).
Подобные детали встречаются и в последующих двух частях: вариации на тему строгого хорального склада и оживленный моторный финал.
Ю. Келдыш