Дриго. Балет «Арлекинада»

Les millions d’Arlequin

Композитор
Дата премьеры
10.02.1900
Жанр
Страна
Россия
Балет «Арлекинада»

Балет в 2 актах. Композитор Р. Дриго, сценарист и балетмейстер М. Петипа, художник О. Аллегри (декорации), Е. Пономарев (костюмы), дирижер Р. Дриго.

Премьера состоялась 10 февраля 1900 года, балет Мариинского театра, Эрмитажный театр, Петербург.

Площадь небольшого итальянского городка. Раннее утро. Из дома богатого Кассандра выходит его слуга Пьеро. Затем выходит и сам Кассандр, тщательно запирает дверь, передает ключ слуге и велит тому следить, чтобы никто не проник в дом. Там Кассандр держит взаперти свою дочь Коломбину, решив выдать ее замуж за знатного Леандра. Кассандр уходит на карнавал. Подруга Коломбины красавица Пьеретта хитростью выманивает у наивного Пьеро ключ и проникает в дом. Девушки мечтают попасть на карнавал.

Карнавал начался. В окружении друзей появляется Арлекин, влюбленный в Коломбину. Под балконом он поет ей серенаду и зовет любимую принять участие в веселом празднике. Их взаимные признания прерывает возвращение Кассандра. С ним Леандр, который заманивает Арлекина в свой дом. Там слуги жестоко избивают бедного влюбленного, разрубают его тело на части и сбрасывают с балкона. Покровительница Арлекина Добрая фея возвращает ему жизнь и дарит волшебную палочку, которая может выполнить любые его желания. При ее помощи Арлекин призывает на помощь «миллион» маленьких арлекинчиков и поручает им отомстить своим обидчикам. Пользуясь возникшей суматохой, Коломбина спускается с балкона и вместе с Арлекином убегает на карнавал.

В роскошном зале в присутствии нотариуса и гостей Арлекин и Коломбина подписывают брачный контракт. Входят Кассандр и Леандр и требуют, чтобы Коломбина вернулась в дом отца. Неожиданно нотариус превращается в Добрую фею и силой своих чар убеждает Кассандра дать согласие на брак дочери с любимым ею Арлекином. Злой Леандр в гневе удаляется. Все остальные радуются и поздравляют влюбленных. Общий праздник.

* * *

«Арлекинада» третий (после «Испытания Дамиса» и «Времен года») из балетов, сочиненных восьмидесятидвухлетним хореографом Мариусом Петипа для вновь открытого Эрмитажного театра. После галантного спектакля в стиле Антуана Ватто и аллегорического представления, напоминавшего о сюжетах начала XIX века, двухактный комедийный балет с героями из итальянской "commedia dell arte". Хореография типична для Петипа — узоры виртуозного танца солистов на фоне упорядоченной пластики кордебалета. Двенадцать танцевальных номеров перемежались выразительной пантомимой. Хореограф здесь отказался от условных балетных жестов, режиссура мизансцен строилась на танцевальной пантомиме. Сюжет по существу заканчивался в первом акте, второй посвящался чистым карнавальным радостям. В них наряду с солистами танцевали учащиеся Петербургского театрального училища. Даже избалованный придворный зритель был рад расчувствоваться, глядя на маленьких артистов, шутя справляющихся с хореографическими трудностями.

Привлекала и мелодичная музыка Риккардо Дриго (1846-1930). Итальянский композитор и дирижер в 20 лет был приглашен в Петербург капельмейстером придворной итальянской оперы. После ее ликвидации Ричард Евгеньевич Дриго стал штатным дирижером балета Мариинского театра (1886-1920). Ему принадлежит музыка балетов «Очарованный лес» (1887), «Талисман» (1889), «Волшебная флейта» (1893), «Пробуждение Флоры» (1894), «Арлекинада» (1900), «Роман бутона розы» (1904). В осуществленной в 1895 году знаменитой постановке «Лебединого озера» именно Дриго принадлежит музыкальная редакция балета Чайковского, которая ныне неотделима от хореографии Льва Иванова и Мариуса Петипа. Музыка «Арлекинады» (вспомним хотя бы серенаду Арлекина) достаточно известна благодаря своему изяществу, яркой образности и колоритной оркестровке.

Через три дня «Арлекинаду» пересадили на сцену Мариинского театра. Спектакль приурочили к бенефису Матильды Кшесинской. Отклики прессы были характерны: «„Арлекинада"», хорошенький двухактный балет, с прелестной, полной мелодий музыкой господина Дриго. Публика сразу оценила достоинства этой музыки и сделала талантливому композитору овацию. Госпожа Кшесинская превосходно танцевала Коломбину, госпожа Преображенская одинаково превосходно танцевала Пьеретту. Все танцы сочинены М. И. Петипа с тем вкусом и искусством, секрет которых принадлежит ему одному. Главный танец балета „охота на жаворонков" госпожа Кшесинская исполнила художественно красиво, отделав в совершенстве все мельчайшие подробности танца. М. М. Петипа исполнила с господином Легатом 3-м оригинальный танец „время прошедшее и время настоящее", имевший очень большой успех». Вместе с дочерью хореографа Марией Петипа и Сергеем Легатом премьеру танцевали также Энрико Чеккетти (Кассандр) и Георгий Кякшт (Арлекин). Спектакль долго находился в репертуаре театра, где он был создан. Джордж Баланчин вспоминал: «Я отлично помню, как танцевал в этом спектакле, когда учился в Императорском балетном училище. Больше всего мне нравились остроумие, темп и настроение балета, его доходчивость и изящество в изложении сюжета. Думаю, этот балет оказал огромное влияние на историю хореографии и стал образцом комедийного балета».

В Москве Александр Горский показал свою «Арлекинаду» в 1907 году с Екатериной Гельцер и Василием Тихомировым в главных партиях. В 1933 году в Ленинграде родилась вторая балетная труппа в Малом оперном театре. Для дебюта ее создатель Федор Лопухов выбрал «Арлекинаду». Впрочем от старой постановки осталась лишь музыка Дриго, да и ту удалось почти удвоить за счет фрагментов, не использованных Петипа. Свое кредо хореограф формулировал по обыкновению четко и решительно: «Мы старались превратить салонно-придворный, фантастический, с некоторым даже мистическим уклоном, отвлеченно-эстетский балет Дриго-Петипа в бытовую, социальную комедию. Мы перенесли действие балета из абстрактного города, из обстановки отвлеченного карнавала во Францию, в Париж в конкретную историческую обстановку Второй империи, в карнавальные июльские дни». В спектакле появились лавочник Кассандр, отставной военный Леандр, бедный студент Арлекин и даже некий «американский дядюшка». Иван Соллертинский свидетельствовал: «„Арлекинада" в Малом оперном театре — это не балетный спектакль в обычном смысле слова. В „Арлекинаде" поют певцы, кувыркаются на ковре акробаты-профессионалы... Лопухов пытается создать свои сценические образы путем хореографических характеристик, пользуясь средствами, прежде всего, танца. Это ново». Спектакль прошел 59 раз и канул в лету.

Настали другие времена и другие художественные ценности. В 1975 году большой знаток классического хореографического наследия Петр Гусев в том же театре бережно реконструировал балет Петипа: «Только то, что забыто и уже не восстановимо из авторского подлинника, может быть досочинено балетмейстером-восстановителем, причем обязательно в манере, присущей автору». Постановщики решили восстановить лишь первый акт, дополнив его двумя танцами героинь из бывшего второго акта. Спектакль прошел больше прежнего — 103 раза.

Из зарубежных постановок можно отметить «Арлекинаду» хореографа Бориса Романова в «Русском романтическом балете» (1922, Берлин), и две редакции Джорджа Баланчина в «Нью-Йорк Сити бэллей» (1965, 1973). Приведем кредо последнего: «В балете „Арлекинада" я старался сохранить энергию Петипа и его драматургию, при этом не воспроизводя движений, характерных для его времени. В сущности, кто их помнит?»

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Струнный квартет No. 14 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама