Симфония № 2 до минор, WAB 102 — сочинение австрийского композитора Антона Брукнера (1872). Премьера состоялась 26 октября 1873 года в Вене под управлением автора.
В 1868 г. – после смерти своего наставника Симона Зехтера – Антон Брукнер принял приглашение в Венскую консерваторию на должность профессора по классам контрапункта и гармонии (позднее он преподавал еще и искусство органной игры). Студенты полюбили его за живость и непосредственность в общении, за яркое, образное изложение материала. Композитор остался верен себе и не отказался от стремления к совершенству – будучи профессором, он в течение полугода слушал курс истории музыки, который читал Эдуард Ганслик.
Не одни только успехи ожидали Брукнера в Вене – планировавшееся исполнение Мессы ми минор так и не было осуществлено (произведение оказалось слишком сложным в техническом отношении для музыкантов придворной капеллы), а Цельнер – непосредственный начальник Брукнера – видел в нем опасного конкурента и проявлял открытую враждебность: утверждал, что Брукнер «ничто как органист», советовал ему «выбросить на свалку свои симфонии и зарабатывать фортепианными переложениями». Дело доходило даже до таких отвратительных поступков, как включение сирены в соседней аудитории во время занятий Брукнера.
Еще не приобретя широкой известности как композитор, Брукнер уже прославился как органист, в том числе и импровизатор. В этом качестве он выступал не только в Вене, но и в Париже, где его искусство по достоинству оценили Сезар Франк, Камиль Сен-Санс и Амбруаз Тома. С триумфом прошли его органные концерты в Лондоне. Благодаря исполнительским успехам Брукнер переживает состояние душевного подъема, прилива творческих сил, и в августе 1871 г. – во время пребывания в Англии – делает первые наброски нового сочинения, Симфонии № 2 до минор.
Брукнер не забыл, как нелегко воспринималась Первая симфония, и во Второй постарался «писать проще». В тематизме симфонии отразились черты австрийского фольклора. Крупные разделы он отделил паузами, которые воспринимаются как предельное выражение нюанса pp: «Если я хочу сказать нечто важное, то должен перед этим задержать дыхание», – говорил композитор (музыканты оркестра, осуществившего премьеру сочинения, даже именовали сочинение «симфонией пауз»).
Но, как бы ни пытался композитор «упростить» свое творение, характерные черты его стиля проявились в симфонии сполна – прежде всего, грандиозность масштаба, которая всегда была неотъемлемым свойством его композиторского мышления (не случайно он именовал симфонии Роберта Шумана «симфониеттами»). Как и в последующих творениях Брукнера, первая и заключительная части составляют единое целое в смысловом отношении – по напряженности развития финал не уступает сонатному allegro. Примечательно «кружение» восьмых в начале четвертой части, а также чередование двухдольности и трехдольности.
Антон Брукнер имел обыкновение кому-нибудь посвящать свои произведения (не всегда конкретным людям – например, Венскую редакцию Симфонии № 1 он посвятил Венскому университету, отблагодарив его таким способом за присуждение докторской степени). Он хотел поступить подобным образом и со Второй симфонией. Брукнер намеревался посвятить ее Ференцу Листу о сообщил знаменитому композитору и пианисту о своем намерении, однако ответа не получил. После завершения Третьей симфонии он вознамерился посвятить одно из произведений Рихарду Вагнеру и предоставил глубоко чтимому им композитору самому сделать выбор. Вагнер отдал предпочтение Симфонии № 3.
Судьба Второй симфонии складывалась непросто. Отто Дессофф, дирижер оркестра Венской филармонии, посчитал ее слишком продолжительной и назвал «бессмыслицей» (на репетиции, во время которой были сказаны эти уничижительные слова, присутствовал дирижер и композитор Иоганн Гербек, он намекнул на предвзятость суждения, заявив, что если бы такую симфонию создал Иоганнес Брамс, она была бы встречена аплодисментами). Единственное, на что согласился Брукнер – сокращение сорока тактов, но в концертную программу сочинение не вошло.
Премьера состоялась в 1873 г., и в этом Брукнеру помог Гербек – он нашел мецената, который согласился оплатить исполнение симфонии оркестром филармонии. Дирижировал сам Брукнер. Симфония имела успех, хотя некоторые особенности стиля Брукнера еще не были поняты современниками – в частности, грандиозность масштаба послужила поводом для упреков в «длиннотах». Понравилась симфония и музыкантам, исполнявшим ее – однако на письменное обращение автора, желавшего посвятить симфонию оркестру, ответа не последовало. Таким образом, Вторая симфония осталась единственной из брукнеровских симфоний, посвящения не имеющей.
Симфония № 2 неоднократно перерабатывалась автором. Новая версия исполнена была в 1876 г. Еще более радикальную переработку предпринял композитор в 1877 г., некоторые фрагменты были сочинены заново.
Симфоническое творчество Брукнера →