Опера Антона Рубинштейна «Фераморс»

Композитор
Дата премьеры
24.02.1863
Жанр
Страна
Россия
Антон Григорьевич Рубинштейн

«Фераморс» (нем. Feramors) — лирическая опера Антона Рубинштейна в 3 действиях (4 картинах), немецкое либретто Ю. Роденберга по поэме «Лалла Рук» Т. Мура.

Первые постановки: Дрезден, 1863 г. (премьера 24 февраля), затем Вена (1872), Милан (1874), Берлин (1879), Данциг (1880). Премьеры постановок в России: Петербург, Музыкально-драматический кружок любителей, 24 апреля 1884 г.; Москва, силами выпускников консерватории, 26 апреля 1897 г.; на профессиональной сцене — Петербург, театр сада «Аркадия», силами Товарищества русской оперы (антреприза М. Максакова), 18 августа 1898 г.; Петербург, Мариинский театр, 15 сентября 1898 г., под управлением Ф. Блуменфельда.

Поэма ирландского поэта Мура вызвала к жизни несколько опер, из которых наибольшей известностью пользовалась «Лалла Рук» французского композитора Ф. Давида (1862), уступающая в художественном отношении опере Рубинштейна.

Принцесса Индостана Лалла Рук, невеста кашмирского царя, приезжает в его владения. Она никогда не видела жениха. Лалла Рук полюбила присланного за ней царем певца Фераморса и с горестью ожидает брака с нелюбимым. Свиданию влюбленных мешает глупый визирь принцессы. Выследив Фераморса, который ночью бродит близ палатки Лаллы Рук, визирь обвиняет его в оскорблении царя. Фераморсу угрожает казнь. Когда Лалла Рук прибывает в столицу Кашмира, она с радостью узнает в царе Фераморса: он принял чужое имя, чтобы узнать свою невесту.

В «Фераморсе» Рубинштейн оказался в сфере Востока, столь близкой ему. Музыка подкупает лирической прелестью, мелодической выразительностью. Особенно удались автору образы Лаллы Рук и Фераморса. Выразителен танец кашмирских невест. Характерным юмором пронизан образ глупого визиря, буффонного персонажа. Но наряду со многими страницами хорошей и отличной музыки есть неудачные эпизоды — особенно в последнем, самом слабом действии. Неровность музыки, качество которой заметно снижается во второй половине, помешала опере сделаться репертуарной.

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Гендель. Оратория «Самсон» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама