Romance for string quartet
Известно, что Рахманинов был знаменит при жизни как пианист-композитор, и вовсе не удивительно, что сегодня он, прежде всего, знаком по четырем своим Фортепианным концертам, Рапсодии на тему Паганини для фортепиано с оркестром и множеству пьес для фортепиано соло. При этом записи трех его Симфоний, романсов, хоровой музыки и трех завершенных опер признанию композитора способствовали еще в бóльшей степени. А камерная музыка, написанная им, в основном, в ранние годы творчества, снискала относительно немногих приверженцев, хотя и оправданно восторженных. Так, Виолончельная соната и два Фортепианных трио – наиболее существенные в этом отношении примеры.
Свой Струнный квартет Рахманинов так и не завершил, хотя принимался за него дважды. Каждый раз он приступал и бросал работу после завершения двух частей. Романс, о котором идет речь, относится к первой попытке, существуя со своей пьесой-попутчицей – стремительным Скерцо. Обе части были написаны Рахманиновым в совсем юном возрасте, когда он ещё учился в Московской консерватории (он, возможно, работал над ними во время летних каникул в загородном поместье его тети). Хотя в 1891 году они исполнялись студенческим оркестром, обе оставались в виде рукописи до того момента, как были отредактированы и изданы в 1947 году – через четыре года после смерти композитора.
Романс, наполненный тоской и томлением, написан под влиянием музыки Чайковского. Кажется, что словно вздыхающая первая тема обретает свой истинный голос, когда ее подхватывает виолончель после первого проведения. Более значимая музыкальная идея отведена первой скрипке, а позже мы слышим довольно обаятельный аккомпанемент пиццикато. Ожидаемый возврат к первой теме, прежде чем наступает усиление экспрессии, сопровождается легкой дымкой тремоло. Наконец, наступает черед коды.
© Brian David, 2020
Игорь Корябин
(перевод и публикация по материалам зрительской программы Вигмор-холла)