Brandenburgische Konzert No. 2 (F-dur), BWV 1047
Второй концерт Бранденбургский концерт (F-dur), также grosso, по стилю близок первому; но в нем являются и иные образы, да и состав concertino иной: труба (in F), флейта, гобой, скрипка. Партия трубы, вследствие высокого регистра, весьма трудна и часто поручается другим инструментам. Концерт написан в жанрово-характеристичной манере, а своеобразие дискантовой тесситуры озаряет картину особенно ярким светом и как бы привносит местами комический нюанс.
В первой части (F-dur) «крепко сколоченная», энергичная тема с мелодией типично немецкого аккордового контура и своего рода ритмическим ostinato — обобщающей формулой всего Allegro — в оживленной модуляционной разработке передается по кругу бойко и шумливо концертирующих инструментов, чтобы вновь и вновь возвратиться затем в массивной полнозвучной фактуре tutti.
Идея композитора, возможно, заключалась в том, чтобы, воссоздав этот добродушный гомон в очень светлом и звонком регистре, достигнуть контраста нарочито тяжеловесной фигуры и пронзительно тонких голосов, несущихся с многоликого и веселого сборища пестро окрашенных тембров.
Andante (d-moll). Здесь колорит темнеет, смолкает труба, и Concertino скрипки, гобоя и флейты меланхолически запевает расцвеченную канонической имитацией безыскусственно-жалобную песню, может быть, далекую предвестницу d-moll'ной серенады Шуберта... Ликующая трубная фанфара пробуждает от мечтаний перед этой лирической картиной баховских времен.
Ритмически-задорный и шутливый финал — фугато у концертирующих инструментов с чембало — искрится острым и добродушным юмором, и мы видим Баха — преемника Ганса Закса — на пути, каким пойдет впоследствии Рихард Вагнер, создавая финал второго акта «Нюрнбергских мейстерзингеров».
К. Розеншильд