«Семья Тараса» — опера Д. Кабалевского в 4 действиях (7 картинах), либретто С. Ценина по мотивам повести Б. Горбатова «Непокоренные».
Премьера 1-й редакции (в 4 д., 6 к.): Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 2 ноября 1947 г., под управлением С. Самосуда; 2-й редакции (в 4 д., 8 к.) — Ленинград, Театр им. Кирова, 7 ноября 1950 г., под управлением Б. Хайкина.
На основе 2-й редакции были осуществлены постановки в Свердловске, Москве (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 1951 г.), Куйбышеве (1951), Риге, Харькове, Софии (1952), Душанбе (1953); опера возобновлена в Ленинграде в 1964 г. Премьера 3-й редакции (в 4 д., 7 к.): Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 17 ноября 1967 г.
Действие оперы развертывается в годы Великой Отечественной войны. Старший сын рабочего Тараса, коммунист Степан, возглавляет партизанский отряд на оккупированной врагом территории. Сын Андрей уходит на фронт. Младшая дочь, школьница Настя, втайне от отца вместе с комсомольцами участвует в подпольной борьбе с захватчиками. Рабочие взрывают завод, чтобы не отдать его в руки оккупантов. Сначала Тарас не принимает участия в сопротивлении. Однако, видя преступления, чинимые фашистами, он дает клятву бороться с врагом. Степан и его отряд наносят удар за ударом по тылам фашистов. Младший сын Андрей оказался трусом. Тщетно пытается он спрятаться в доме отца. Старый Тарас прогоняет его. За отказ ремонтировать подбитые вражеские танки Тарас ранен гестаповцем. По заданию Степана комсомольцы, и среди них Настя, взрывают фашистский штаб, размещенный в школе. Гестаповцы арестовывают Настю, она обречена на смерть. Красная Армия вступает в город, и среди ее бойцов — Андрей, искупивший вину перед Родиной.
«Семья Тараса» — одна из лучших советских опер, посвященных Великой Отечественной войне. Музыкальный язык ее суров, возвышенно драматичен. Композитор нарисовал правдивые образы героев. Несомненно, что имена и характеры Тараса, Степана, Андрея даны по аналогии с гоголевскими Тарасом, Остапом и Андрием. Духовный мир Насти благороден и чист, лирика ее молодой любви пленяет задушевностью. Однако есть в дочери Тараса не только девичья прелесть, но и несгибаемое мужество, любовь к народу; и это дает ей силы бестрепетно пойти на смерть. Прекрасный образ Насти — высшая удача композитора, в чьем творчестве широко представлена тема юности.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Тарас, бас
• Евфросинья, его жена, меццо-сопрано
• Настя, его дочь, сопрано
• Сыновья Тараса: Степан, баритон, Андрей, тенор
• Антонина, сопрано
• Павка, комсомолец, тенор
• Назар, тенор
• Дед Семен, лесник, бас
• Рабочий, бас
• Немецкий полковник, бас
• Немецкий лейтенант, баритон
• Немецкий конвойный, тенор
• Комсомолки, комсомольцы, колхозники, колхозницы
Первое действие
Первая картина. К небольшому рабочему городку приближаются полчища гитлеровских войск. Старый, заслуженный мастер металлургического завода Тарас прощается со своими сыновьями Степаном и Андреем, уходящими на борьбу с врагом. Не знает Тарас, что старший сын Степан должен по заданию партии остаться в тылу — возглавить партизанское подпольное движение. Не знает отец, что и дочь его — юная школьница Настя готовится быть участницей всенародной партизанской борьбы. Юноша Павка, близкий друг Насти, организует подпольный комсомольский отряд, молодежь примет самое деятельное участие в борьбе с ненавистным врагом.
Наступает трагическая минута: старые рабочие уходят взрывать родной завод, чтобы гитлеровцы не воспользовались им. С горечью и болью прислушиваются жена и невестка Тараса к близким взрывам, сливающимся с гулом вражеской канонады. Небо залито багряным заревом пожарищ. Пулеметная дробь уже совсем близко. Гитлеровцы занимают город.
Вторая картина. Наглухо заперты двери и занавешены окна в доме Тараса. На шум в сенях, из комнаты выглядывает встревоженный Тарас, успокаивается: это вернулась куда-то уходившая Настя. Снова стук — на этот раз пришел старый друг Тараса, мастер Назар. «Прямо дот, а не квартира» — усмехается Назар. Он не понимает, как может Тарас в столь тяжелое время замкнуться, уйти в себя, отгородиться от народа. Горьким упреком звучит притча Назара о мужике, который также уединился от односельчан, когда на деревню повадился ходить страшный медведь; не помогли мужику ни замки, ни запоры — он первым пал жертвой зверя... Насмешка Назара взволновала Тараса. А когда гитлеровцы проводят мимо окон плачущих женщин, угоняемых в фашистское рабство, не выдерживает старый Тарас. Он торжественно клянется с этой минуты всего себя посвятить борьбе с врагом, никогда не покоряться фашистам!
Второе действие
Первая картина. Лесная глушь, поздняя осень. Возле полуразрушенной избушки одинокий старый лесник распевает протяжную песню. А в избушке — подпольная явка. Здесь руководитель партизанского движения в районе Степан встречается с руководителями отдельных отрядов, дает им боевые задания. Сюда же пришел и комсомолец Павка — Степан поручил ему организовать взрыв фашистского штаба.
В поисках связей с подпольщиками-большевиками пришел сюда и Тарас со своим верным другом Назаром. Обрадовался старый Тарас, неожиданно встретившись с сыном и узнав про славные его дела. Гордостью разгорелось сердце отца, когда он почувствовал, г какой верой в народное дело идут к его Степану десятки и сотни людей из городов и деревень. Обновленным человеком ушел домой Тарас. Его, как и партизан, глубоко воодушевил вдохновенный рассказ Степана о победах Красной Армии, о великих сталинских планах победы над врагом.
Вторая картина. Дома Тараса ждет неожиданное горе. Младший сын Андрей опозорил честное имя отца. В трудную минуту он испугался смерти и сдался в плен фашистам. Хитростью вырвавшись из лагеря и вернувшись домой, Андрей и сейчас не понимает своей вины перед Родиной. Тарас гневно изобличает Андрея, отвергая все его просьбы о прощении. Напрасны мольбы Антонины за своего мужа, напрасны и жалкие оправдания недостойного сына. Тарас вырвал Андрея из своего сердца — нет у отступника ни отца, ни семьи, пока не смыт его тяжкий позор подвигом во имя Родины. Полный отчаяния, со словами — «Передайте отцу, он обо мне еще услышит» — Андрей покидает родной дом.
Третье действие
Первая картина. За высокой оградой, в здании бывшей школы, где сейчас расположен фашистский штаб, происходит пьяная оргия гитлеровских офицеров. Из дома несется танцевальная музыка.
У ограды собрались комсомольцы, среди них — Павка и Настя. Павка передает приказ Степана, приказ партии: взорвать фашистский штаб. Проникновенно и горячо звучит боевая клятва молодых сталинцев: «Готов за Родину, готов за Сталина жизнь свою отдать!»
Настя остается на страже у входа в здание, глядя вслед ушедшим на подвиг друзьям. Несколько тревожных минут ожидания, — и оглушительный взрыв, высоко вознесшиеся столбы пламени, вопли в осином гнезде фашистов свидетельствуют о том, что юные герои с честью выполнили боевое задание.
Вторая картина. На разрушенный, недавно взорванный завод фашисты пригнали старых мастеров. Под угрозой смерти их пытаются заставить ремонтировать искалеченные под Сталинградом фашистские танки. Пришел час смертного испытания для старого Тараса и его друзей. Русские рабочие-мастера — не предатели и никогда ими не будут. Тарас смело заявляет гитлеровскому полковнику, что русские люди не будут ремонтировать вражеские танки. Выстрелом из револьвера гитлеровец тяжело ранит Тараса в руку. Мастера поддерживают товарища. Перед лицом, казалось бы, неизбежной смерти советские патриоты запевают «Интернационал». Их спасает неожиданное известие, полученное фашистским полковником: советские войска прорвали фронт, необходимо принять меры к срочной эвакуации штаба. С проклятиями и угрозами гитлеровцы покидают завод.
Четвертое действие
Первая картина. В доме раненого Тараса собрался комсомольский отряд: молодежь получает последнее подпольное задание от тайно прибывшего сюда Степана. Гитлеровцы отступают, необходимо взорвать мост, чтобы отрезать им пути отхода. Юные патриоты готовы выполнить это задание. Павка мечтает о будущей счастливой мирной жизни. Расходясь, комсомольцы запевают свою любимую школьную прощальную песню.
Павка задерживается, чтобы перед расставанием — после освобождения города он уйдет в Красную Армию — попрощаться с любимой Настей.
Неожиданная беда настигает Настю. Гитлеровцы напали на след комсомольцев, они обвиняют Настю во взрыве штаба, требуют выдачи сообщников. С гордо поднятой головой идет Настя на смерть. Издали слышится взрыв — задание выполнено, мост уничтожен, гитлеровцам отходить некуда.
Горько оплакивают Тарас и Евфросинья свою любимую дочку, чудесную девушку-героиню Настю.
Вторая картина. Радостно встречает население города Красную Армию-освободительницу. На переднем танке, открывшем дорогу пехоте, — советский воин Андрей. Он искупил вину перед Родиной, на груди его сверкает боевая медаль. Не стыдно сейчас Андрею взглянуть в глаза взыскательному отцу.
Старый Тарас обращается к согражданам с горячей патриотической речью. Он призывает советских людей не щадить сил для полной победы над врагом, чтобы потом с еще большей энергией бороться за прочный, кровью завоеванный мир.
История создания
В основу оперы положена повесть Б. Л. Горбатова «Непокоренные» (1943), в которой рассказ о жизни одной семьи в годы Великой Отечественной войны перерастает в героическую эпопею о страданиях и борьбе советских людей на временно захваченной врагом земле. Либреттист С. А. Ценин и композитор мастерски приспособили сюжет повести к специфическим условиям оперного произведения. Введение ряда новых мотивов и сцен сделало характеристики главных действующих лиц оперы более рельефными и действенными. Если Тарас у Горбатова вступает в борьбу лишь в конце повести, то в опере он проявляет героизм уже в сцене на заводе. Образ дочери Тараса комсомолки Насти, намеченный в повести скупыми штрихами, в опере стал одним из центральных. Показанный широко и многогранно, этот образ концентрирует в себе лучшие черты героической советской молодежи. Несколько обедненным представлен в либретто коммунист Степан, старший сын Тараса. Ближе к литературному прообразу младший сын Тараса, Андрей, хотя его сложный, мучительный и противоречивый путь показан недостаточно полно. Значительна в опере роль народных сцен.
Первая редакция оперы, законченная в 1947 году, страдала серьезными недочетами и была подвергнута критике. Композитор переработал произведение, в результате чего в 1950 году возникла вторая редакция. В новом виде «Семья Тараса» была впервые поставлена на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (премьера состоялась 7 ноября 1950 года), а затем обошла большинство советских и ряд зарубежных оперных сцен.
Музыка
«Семья Тараса» принадлежит к числу наиболее ярких советских героико-патриотических опер. В ее музыке резко противопоставлены два борющихся лагеря — советские люди и гитлеровцы. В обрисовке первых преобладает песенное начало. Характеристика вторых лишена песенности; враг предстает как бесчеловечная сила, грубо вторгшаяся в мирную жизнь страны. В многочисленных хоровых сценах правдиво воссозданы групповые портреты рабочих, комсомольцев, колхозников — простых советских людей.
Увертюра открывается торжественным, героическим мотивом, символом непоколебимости народа. Романтически приподнятым, мужественным образам советских людей противостоят жестокие, зловещие темы врага и народного бедствия.
Начало первого акта создает ощущение тревожной тишины. Ариозо Настеньки «Я сегодня со школой прощаться бегала» пленяет своей чистотой и лиризмом. Комсомольская песня «У старой у околицы» полна свежести, молодого задора и веры в будущее. Большой ансамбль (квинтет) передает охватившее семью Тараса чувство душевного подъема. Напевный, выразительный дуэт Ефросиньи и Антонины «Защити и старого и малого» близок к русским протяжным песням. В большом хоровом финале «Ночи светят заревом» настроение скорби перерастает в гневный призыв к борьбе. Краткое оркестровое вступление ко второй картине передает состояние глухой тревоги и настороженности. Грубый, злобный мотив врага прерывает ласковую мелодию колыбельной Антонины «Время темное пройдет». Тревогу за будущее Насти и любовь к ней выражает ария Ефросиньи «Как цветок полевой расцвела». Скорбная, проникнутая напряженным трагизмом песня женщин-полонянок «Ой, сторона моя, сторонушка» — драматическая кульминация картины. Монолог Тараса, который звучит как взрыв гнева и душевной боли, завершается могучим звучанием героической мелодии у тутти оркестра.
Оркестровое вступление к третьей картине (второй акт) рисует безоблачный пейзаж, ширь и красоту русской природы. Квартет (Тарас, Степан, Назар, дед Семен) выражает радость и уверенность в победе. Суровая, мужественно сдержанная ария Степана венчается широким напевом партизанской песни «Ой, леса, да непроглядные». Картина заканчивается большой народной сценой.
Наиболее выразительна и драматически насыщена четвертая картина (второй акт), состоящая из двух больших сцен. Первая, связанная с комсомольцами, Настей и Павкой, вводит в чистый и светлый мир юношеской романтики. Вторая сцена — столкновение двух противоположных характеров: запуганного, затравленного врагами Андрея и стойкого, мужественного Тараса. Центральный эпизод картины — патетическая ария Тараса «Ты, Андрей, в смертный час муки убоялся». Как мрачное напоминание о вражеской оккупации издали звучит жесткий, тупой марш фашистов.
В пятой картине (третий акт) сентиментальный вальс и разнузданный галоп рисуют отталкивающий облик гитлеровцев, которому противостоит этически прекрасный мир комсомольской молодежи; комсомольцы охарактеризованы хором-клятвой, музыка которого напоминает песни гражданской войны.
Шестая картина (третий акт) предваряется оркестровым вступлением, в котором слышится подневольная поступь мастеров. Суровый маршевый хор «Если нам сейчас пред врагом стоять» сродни старым революционным песням. Мелодия «Интернационала» в устах рабочих символизирует их моральную победу над врагом.
Оркестровое вступление к седьмой картине (четвертый акт) напоминает слушателю музыку увертюры. Картина распадается на два больших раздела. Лирическая сцена Насти и Павки и ариозо Насти «Давно я это знала» воплощают нежное и трепетное чувство чистой, застенчивой любви. Переломный момент — приход фашистов. В столкновении с гитлеровским лейтенантом образ комсомолки предстает во всем своем героическом величии. Патетически-торжественное заключение картины и симфонический антракт звучат как эпитафия юной героине, отдавшей жизнь за счастье народа.
Восьмая картина — финал оперы — большая праздничная хоровая сцена, в которой ликование народа оттеняется взволнованным монологом Тараса.
М. Друскин