Глиэр Рейнгольд

Категории словаря
Рейнгольд Глиэр (Reinhold Glière)

Творческий портрет Глиэра

Рейнгольд Морицевич Глиэр (имя при рождении — Рейнгольд Эрнест Глиэр; 30 декабря 1874 [11 января 1875], Киев — 23 июня 1956, Москва) — советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Лауреат трёх Сталинских премий I степени (1946, 1948, 1950). Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1950, 1955). Автор музыки гимна Ленинграда.

В 1900 окончил Моск. консерваторию, где занимался у М. М. Ипполитова-Иванова (композиция), А. С. Аренского и Г. Э. Конюса (гармония), С. И. Танеева (полифония), И. В. Гржимали (скрипка). В 1900-01 в Петербурге посещал собрания Беляевского кружка. С 1901 преподавал муз.-теоретич. предметы в Моск. муз. школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. — Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). С 1913 профессор по классу композиции, с 1914 директор киевской консерватории, а также рук. оперного, оркестрового, камерно-инстр. классов (среди учеников — Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М. П. Фролов и др.). В 1920-41 профессор Моск. консерватории по классу композиции (среди учеников — Ан. Н. Александров, А. А. Давиденко, Л. К. Книппер и др.).

В первые годы после Великой Окт. социалистич. революции вёл муз.-просветительную работу в красноармейских и рабочих аудиториях. В 1920-22 зав. муз. секцией Моск. отдела нар. образования, сотрудник Муз. отдела Наркомпроса РСФСР, чл. этнографич. секции Моск. пролеткульта. В 1938-48 пред. Оргкомитета Союза советских композиторов. С 1908 выступал как дирижёр (в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии). В кон. 30-х гг., а также в 1947 и 1950 предпринял несколько гастрольных поездок по Сов. Союзу, выступая с авторскими концертами.

Творчество Глиэра тесно связано с традициями рус. муз. классики. Для произв. Глиэра характерны теплота и искренность высказывания, отмеченные широкой мелодич. распевностью; музыка Глиэра одновременно подкупает изяществом гармонии, ясностью и стройностью форм. В целом композитору свойственна эмоцион. уравновешенность, в его сочинениях доминируют светлые, лирич. и эпически-повествоват. настроения. Муз. наследие Глиэра велико и разнообразно по жанрам.

Крупной вехой в истории отечеств. балета стал «Красный мак)» (1927, Большой театр, Москва), первый сов. репертуарный балет на совр. революц. тему. Широкую популярность получил балет Глиэра «Медный всадник» (по А. С. Пушкину, 1949, Ленингр. театр оперы и балета), в котором эпизоды тонкой, проникновенной лирики чередуются с торжественными, славящими рус. народ. В этих произв. Глиэра, как и во мн. других, органично претворены интонации рус. нар. песен и танцев.

Композитор также использует в своём творчестве фольклорные источники и др. народов Сов. Союза. Его оперы «Шахсенем» (1927, Азерб. театр оперы и балета), «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. театр оперы и балета) и «Гюльсара» (соавтор тот же, 1949, там же) стали значит, вехой в становлении азерб. и узб. муз.-театр. культур. В этих произв. Глиэр соединил своеобразные черты искусства народов Закавказья и Ср. Азии с приёмами рус. классич. муз. школы. Неоднократно обращался композитор и к укр. фольклорному материалу (симф. картина «Запорожцы» — 1921, симф. поэма «Заповит» — 1941, и др.).

Отличительные черты симф. произв. Глиэра — монументальность образов, яркая живописность, картинность, колористич. изысканность, тяготение к программности. Наиболее ярко проявились они в 3-й симфонии («Илья Муромец», 1909-11), продолжающей традиц. для рус. музыки линию эпич. симфонизма. Одно из центр. мест в творчестве Глиэра принадлежит концерту для голоса с оркестром (1943), насыщенному задушевными песенными оборотами. Среди камерных произв. популярность получил 4-й струн, квартет (1946). Глиэр — автор большого числа произв. для разл. инструментов (гл. обр. фп.), занявших прочное место в учебно-педагогическом репертуаре.

Сочинения:

оперы — опера-оратория Земля и небо (по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (1923-25, пост. 1927 на рус. яз., Баку; 2-я ред. 1934, на азерб. яз., Азерб. театр оперы и балета, Баку), Лейли и Меджнун (по поэме А. Навои, соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. театр оперы и балета, Ташкент), Гюльсара (соавтор Т. Садыков, пост. 1949, там же), Рашель (по Г. Мопассану, конц. исп. 1947, артистами Оперно-драматич. театра им. К. Станиславского, Москва);

музыкальная драма — Гюльсара (текст К. Яшена и М. Мухамедова, музыка собрана Т. Джалиловым, записана Т. Садыковым, обработана и оркестрована Г., пост. 1936, Ташкент);

балеты — Хризис (1912, Интернац. театр, Москва), Клеопатра (Египетские ночи, по А. С. Пушкину, 1926, Муз. студия Художественного театра, Москва), Красный мак (с 1957 — Красный цветок, пост. 1927, Большой театр, Москва; 2-я ред., пост. 1949, Ленингр. театр оперы и балета), Комедианты (Дочь народа, по пьесе «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, 1931, Большой театр, Москва; 2-я ред. под назв. Дочь Кастилии, 1955, Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Медный всадник (по поэме А. С. Пушкина, 1949, Ленингр. театр оперы и балета; Сталинская премия, 1950), Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, соч. 1951-52);

кантата Слава Советской Армии (1953);

для оркестра — 3 симфонии (1899-1900; 2-я- 1907; 3-я — Илья Муромец, 1909-11);

симфонические поэмыСирены (1908; Глинкинская пр., 1908), Заповит (памяти Т. Г. Шевченко, 1939-41);

увертюры — Торжественная увертюра (К 20-летию Октября, 1937), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941), Дружба народов (1941), Победа (1944-45); симф. картина Запорожцы (1921);

концерты с оркестром — для арфы (1938), для голоса (1943; Сталинская премия, 1946), для влч. (1947), для валторны (1951);

для духового оркестра — На праздник Коминтерна (фантазия, 1924), Марш Красной Армии (1924), 25 лет Красной Армии (увертюра, 1943);

для оркестра народных инструментов — Симфония-фантазия (1943);

камерно-инструментальные произведения — 3 секстета (1898, 1904, 1905 — Глинкинская пр., 1905); 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946 — No 4, Сталинская премия, 1948);

для фортепиано — 150 пьес, в т.ч. 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.;

для скрипки, в т.ч. 12 дуэтов для 2 скр. (1909);

для виолончели — свыше 70 пьес, в т.ч. 12 листков из альбома (1910);

романсы и песни — ок. 150; музыка к драматическим спектаклям и фильмам.

Литература:

Бэлза И., Концерты Глиэра, М., 1955; его же, Р. М. Глиэр, М., 1962; Катонова С, Балеты Р. М. Глиэра, М., 1960; Петрова H., P. M. Глиэр. 1875-1956. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1962; Леонова М., Симфонические произведения P.M. Глиэра. Справочник-путеводитель, М., 1962; Яголим Б., Р. М. Глиэр. Нотографический справочник, М., 1964; Р. М. Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 1-2, М.-Л., 1965-67.

Г. М. Цыпин
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982

реклама

вам может быть интересно

Жюри Термины и понятия
Шотландская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Цветной слух Термины и понятия
Табулатура Термины и понятия
Аэрофоны Музыкальные инструменты
Мексиканская музыка Национальные культуры
Ладовый ритм Термины и понятия
Романтизм Течения в искусстве
Нидерландская музыка Национальные культуры
Preparation, препарасьон Балет и танец

Реклама