Опера
• «Геновева». Опера в четырех актах по Тику и Геббелю. Ор. 81, 1847—1848
Сочинения для солистов, хора и оркестра
• «Рай и Пери». Поэма из «Лаллы Рук» Т. Мура. Для солистов, хора и оркестра. Ор. 50, 1841—1843
• Рождественская песня для сопрано соло, хора с сопровождением оркестра (Ф. Рюккерт). Ор. 71, 1848
• На прощанье. Для хора с сопровождением флейт, гобоев, кларнетов, фагота, валторн (по два) — или фортепиано (на песню Э. Фейхерсдебена). Ор. 84, 1847
• Мотет. «Не отчаивайся в долине скорби» (Ф. Рюккерт). Для двойного мужского хора с органом (ad lib.). Op. 93, 1849 (1-я ред., для хора а cappella), 1852 (2-я ред., с сопровождением)
• Реквием по Миньоне из «Вильгельма Мейстера» Гёте. Для солистов, хора и оркестра. Ор. 98-б, 1849. № 1—6
• «Ночная песня» для хора и оркестра (Ф. Геббель). Ор. 108, 1849
• «Странствие Розы». Сказка по поэме Морица Горна. Для солистов, хора и оркестра. Ор. 112, 1851
• «Манфред». Драматическая поэма в трех частях лорда Байрона (по немецкому переводу Ф. Сукова). Ор. 115, 1848
• «Королевский сын». Баллада Людвига Уланда, для солистов, хора и оркестра. Ор. 116, 1851
• «Проклятие певца». Баллада Людвига Уланда в обработке Рихарда Поля, для солистов, хора и оркестра. Ор. 139, 1852
• «О паже и принцессе». Четыре баллады Эмануэля Гейбеля для солистов, хора и оркестра. Ор. 140, 1852
• «Счастье Эденгаля». Баллада Людвига Уланда в обработке Л. Газенклевера, для солистов, хора и оркестра. Ор. 143, 1853
• «Новогодняя песня» Фридриха Рюккерта для хора с оркестром. Ор. 144, 1849 (инструментована в 1850 году)
• Месса для четырехголосного хора с оркестром. Op. 147, 1852
• Реквием для хора и оркестра. Ор. 148, 1852
• Сцены из «Фауста» Гёте. Для солистов, хора и оркестра. 1844—1853 (без op.)
Симфонические сочинения
Симфонии:
• Первая симфония B-dur, «Весенняя». Ор. 38, 1841
• Вторая симфония C-dur. Op. 61, 1845—1846
• Третья симфония Es-dur, «Рейнская». Op. 97, 1850
• Четвертая симфония d-moll. Op. 120, 1841 (1-я ред.), 1851 (2-я ред.)
Увертюры:
• Увертюра, скерцо и финал для оркестра (E-dur). Op. 52, 1841 (1-я ред.), 1845 (2-я ред.)
• Увертюра к опере «Геновева» (c-moll). Ор. 81, 1847—1848
• Увертюра к «Мессинской невесте» Шиллера (c-moll). Op. 100, 1850—1851
• Увертюра к «Манфреду» (es-moll). Op. 115, 1848
• Праздничная увертюра с пением на рейнскую песню «Украшен листвою» для оркестра и хора. Op. 123, 1853
• Увертюра к «Юлию Цезарю» Шекспира для большого оркестра (f-moll). Op. 128, 1851
• Увертюра к «Герману и Доротее» Гёте (h-moll). Op. 136, 1851
• Увертюра к Сценам из «Фауста» Гёте (d-moll). Без op., 1853
Сочинения для инструментов с оркестром
• Концерт для фортепиано с оркестром (a-moll). Op. 54, 1841 (1-я ч.), 1845 (2-я, 3-я части)
• Концерт-штюк для четырех валторн и большого оркестра (F-dur). Op. 86, 1849
• Интродукция и Аллегро аппассионато. Концертштюк для фортепиано с оркестром. Op. 92, 1849
• Концерт для виолончели с оркестром (a-moll). Op. 129, 1850
• Фантазия для скрипки с оркестром или фортепиано (C-dur). Op. 131, 1853
• Концертное аллегро с Интродукцией для фортепиано с оркестром. Op. 134, 1853
• Концерт для скрипки с оркестром. Без op., 1853
Камерно-инструментальные сочинения
Для струнных и духовых инструментов с фортепиано:
• Adagio и Allegro для фортепиано и валторны, ad lib. для виолончели или скрипки (As-dur). Op. 70, 1849
• Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано. Ор. 73, 1849
• Три романса для гобоя (ad lib. для скрипки или кларнета) с сопровождением фортепиано. Ор. 94, 1849
• Пять пьес в народном духе для виолончели (ad lib. скрипки) и фортепиано. Ор. 102, 1849
• Первая соната для скрипки и фортепиано (a-moll). Op. 105, 1851
• Вторая большая соната для скрипки и фортепиано (d-moll). Op. 121, 1851
• Третья соната для скрипки и фортепиано (a-moll). 1853
• Сказочные картины. Четыре пьесы для фортепиано и альта (ad lib. скрипки). Op. 113, 1851
• Две части к Сонате F — А — Е для скрипки с фортепиано. 1853. Сочинена вместе с И. Брамсом и А. Дитрихом
• Фортепианное сопровождение к «Шести сонатам для скрипки соло» И. С. Баха. 1853
Трио:
• Первое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (d-moll). Op. 63, 1847
• Второе трио для фортепиано, скрипки и виолончели (F-dur). Op. 80, 1847—1849
• Фантастические пьесы для фортепиано, скрипки и виолончели (a-moll). Op. 88, 1842
• Третье трио для фортепиано, скрипки и виолончели (g-moll). Op. 110, 1851
• «Сказочные повествования». Четыре пьесы для кларнета (ad lib. скрипки), альта и фортепиано. Ор. 132, 1853
Квартеты. Квинтет:
• Три квартета для 2 скрипок, альта и виолончели. Ор. 41, 1842
№ 1. a-moll
№ 2. F-dur
№ 3. A-dur
• Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели (Es-dur). Op. 44, 1842
• Квартет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели (Es-dur). Op. 47, 1842
Фортепианные сочинения
• Вариации на тему Абегг. Op. 1, 1830
• Бабочки. Ор. 2, 1830—1831
• Этюды для фортепиано по каприсам Паганини. Ор. 3, 1832
• Интермеццо. Op. 4, 1832
• Экспромты на тему Клары Вик. Тема и десять вариаций. Op. 5, 1833 (1-я ред.), 1850 (2-я ред.)
• Давидсбюндлеры. 18 характерных пьес. Первоначальное название: Танцы давидсбюндлеров. Ор. 6, 1837
• Токката. Ор. 7, 1830 (1-я ред.), 1833 (2-я ред.)
• Allegro. Op. 8 (h-moll), 1831
• Карнавал. Маленькие сцены, написанные на четыре ноты. Ор. 9, 1834—1835
• Шесть концертных этюдов по каприсам Паганини. Ор. 10, 1833
• Первая соната для фортепиано (fis-moll). Op. 11, 1833—1835
• Фантастические пьесы. Op. 12, 1837
• Симфонические этюды. Op. 13, 1-я ред. — 1834, 2-я ред. под названием Этюды в форме вариаций — 1852
• Третья большая соната. Первоначальное название — «Концерт без оркестра». Ор. 14, 1835—1836
• Детские сцены. Ор. 15, 1838
• Крейслериана. Op. 16, 1838
• Фантазия C-dur. Op. 17, 1836—1838
• Арабеска. Ор. 18, 1839
• Blumenstück. Op. 19, 1839
• Юмореска. Op. 20, 1839
• Новеллетты. Op. 21, 1838
• Вторая соната для фортепиано (g-moll). Op. 22, 1833—1835, новый финал — 1838
• Ночные пьесы. Op. 23, 1839
• Венский карнавал. Op. 26, 1839
• Три романса для фортепиано. Op. 28. 1838—1839
• Четыре фортепианных пьесы. Скерцо, Жига, Романс и Фугетта. Op. 32. 1828—1839
• Этюды для педального фортепиано. Ор. 56, 1845
• Эскизы для педального фортепиано. Op. 58, 1845
• Шесть фуг на имя «Bach» для органа или педального фортепиано. Ор. 60, 1845
• Альбом для юношества. Ор. 68, 1848
• Четыре фуги. Ор. 72, 1845
• Четыре марша (для фортепиано). Op. 76. 1849
• Лесные сцены. Девять фортепианных пьес. Ор. 82, 1848—1849
• Пестрые листки. Четырнадцать пьес. Op. 99, 1836—1849
• Три фантастические пьесы. Op. 111, 1851
• Три фортепианные сонаты для юношества. Op. 118, 1853
• Листки из альбома. 20 фортепианных пьес. Op. 124, 1832—1845
• Семь фортепианных пьес в форме фугетт. Ор. 126, 1853
• Утренние песни. Пять пьес. Op. 133, 1853
• Скерцо для фортепиано f-moll. Первоначально — Скерцо I для «Концерта без оркестра» ор. 14, 1836
• Presto для фортепиано g-moll. Первоначально — Финал из сонаты ор. 22, 1835
Для фортепиано в 4 руки:
• Восемь полонезов. 1828
• Восточные картины, 6 экспромтов для фортепиано в четыре руки. Ор. 66, 1848
• 12 пьес для маленьких и больших детей. Ор. 85, 1849
• Бальные сцены для фортепиано в четыре руки. Ор. 109, 1851
• Детский бал. 6 легких танцевальных пьес. Op. 130, 1853
Для двух фортепиано:
• Анданте и вариации. Ор. 46, 1843. В первоначальной версии — для 2 фортепиано, 2 виолончелей и валторны
Камерные вокальные сочинения:
Для одного голоса с фортепиано:
• Круг песен на стихи Г. Гейне, для голоса с фортепиано. Ор. 24, 1840
• «Мирты». Круг песен на стихи Гёте, Рюккерта, Байрона, Мура, Гейне, Бернса и Мозена. Ор. 25, 1840
• Пять песен и романсов [тетрадь I]. Ор. 27, 1840
• Три стихотворения Эммануэля Гейбеля. Ор. 30, 1840
• Три романса. Стихи Адальберта фон Шамиссо. Ор. 31, 1840
• Двенадцать стихотворений Юстиниуса Кернера. Ор. 35, 1840
• Шесть стихотворений из «Книги песен художника» Рейника, для сопрано или тенора с фортепиано. Ор. 36, 1840
• Двенадцать стихотворений из «Весны любви» Ф. Рюккерта; соч. Клары и Роберта Шуман. Ор. 37, 1840
• Круг песен. Двенадцать песен Й. фон Эйхендорфа. Ор. 39, 1840
• Пять песен. Четыре стихотворения X. К. Андерсена с датского и одно с новогреческого языков в переводах А. фон Шамиссо. Ор. 40, 1842
• «Любовь и жизнь женщины». Цикл песен Адальберта фон Шамиссо. Ор. 42, 1840
• Романсы и баллады для голоса с фортепиано (тетрадь I). Ор. 45, 1840
• «Любовь поэта». Песенный цикл из «Книги песен» Г. Гейне. Ор. 48, 1840
• Романсы и баллады для голоса с фортепиано (тетрадь II). Ор. 49, 1840
• Песни и романсы для голоса с фортепиано (тетрадь II). Ор. 51, 1842
• Романсы и баллады для голоса с сопровождением фортепиано (тетрадь III). Ор. 53, 1840
• «Валтасар». Баллада Г. Гейне для голоса с фортепиано. Ор. 57, 1840
• Романсы и баллады для голоса с фортепиано (тетрадь IV). Ор. 64, 1841 и 1847
• Песни и романсы для голоса с фортепиано (тетрадь III). Ор. 77, № 1, 4 — 1840, № 2, 3, 5 — 1850
• Альбом песен для юношества. Ор. 79, 1849
• Три романса для голоса с фортепиано. Ор. 83, 1850
• «Перчатка». Баллада Ф. Шиллера, для голоса с фортепиано. Ор. 87, 1850
• Шесть романсов Вильфрида фон дер Нейна, для голоса с фортепиано. Ор. 89, 1850
• Шесть стихотворений Николая Ленау и Реквием (старокатолическое стихотворение) для голоса с фортепиано. Ор. 90, 1850
• Три романса из «Еврейских песен» лорда Байрона, для голоса с арфой или с фортепиано. Ор. 95, 1849
• Песни и романсы для голоса с фортепиано (тетрадь IV). Ор. 96, 1850
• Песни и романсы на стихи из «Вильгельма Мейстера» Гёте, для голоса с фортепиано. Ор. 98а, 1849
• Семь песен с фортепиано. На память о поэтессе (Елизавете Кульман). Ор. 104, 1851
• Шесть романсов для голоса с фортепиано. Ор. 107. 1851—1852
Четыре гусарские песни (Николая Ленау) дли баритона с фортепиано. Ор. 117, 1851
• Три стихотворения из «Лесных песен» Пфариуса для голоса с фортепиано. Ор. 119, 1851
• Пять веселых песен для голоса с сопровождением фортепиано. Ор. 125, 1851
• Пять песен и романсов для голоса с фортепиано. Ор. 127, 1850—1851
• Стихотворения королевы Марии Стюарт. Из сборника старой английской поэзии. Ор. 135, 1852
• Четыре романса для голоса с фортепиано. Ор. 142, 1852
• Солдатская песня. (А. Гофман фон Фаллерслебен)
Для двух голосов с фортепиано:
• Четыре дуэта для сопрано и тенора с фортепиано. Ор. 34, 1840
• Три двухголосные песни с фортепиано. Op. 43, 1840
• Четыре дуэта для сопрано и тенора с фортепиано. Ор. 78, 1849
• Песни девушки для двух сопрано (или сопрано и альта) с фортепиано. Стихи Е. Кульман. Ор. 103, 1851
• «Летний покой» для двух голосов с фортепиано (X. Шад). Из произведений ранних лет
Для нескольких голосов с фортепиано:
• Три стихотворения Э. Гейбеля. Ор. 29, 1840
• Романсы для женских голосов [квартета] с фортепиано ad lib. (тетрадь I). Op. 69, 1849
• Испанский лидершпиль. Народные испанские песни в немецком переводе Э. Гейбеля для одного или нескольких голосов с фортепиано. Ор. 74, 1849
• Романсы для женских голосов с фортепиано ad lib. (тетрадь II). Op. 91, 1849
• Любовные песни из «Весны любви» Ф. Рюккерта. Для одного и нескольких голосов с фортепиано. Ор. 101, 1849
• Три песни для женских голосов [трио] с фортепиано. Ор. 114, 1853
• Испанские любовные песни. Цикл песен в переводе с испанского (немецкий текст Э. Гейбеля) для одного и нескольких голосов с фортепиано в четыре руки. Ор. 138, 1849
• Немецкий Рейн. Патриотическая песня Николауса Беккера для голоса и хора с фортепиано. 1840
• Пастушеская песня. Двойной канон для двух сопрано и двух теноров. Стихи Аннетты фон Дросте-Гюльсхоф. 1846
Мелодекламации с фортепиано:
• «Прекрасная Гедвиг». Баллада Ф. Геббеля. Ор. 106, 1849
• Две баллады. Ор. 122, 1851
Хоровые произведения
Для мужского хора a cappella:
• Шесть песен для четырехголосного мужского хора. Ор. 33, 1840
• Три песни для мужского хора. Ор. 62, 1847
• Ритурнели Фридриха Рюккерта в канонической форме. Ор. 65, 1847
• Охотничьи песни. Пять песен из «Jagdrevier» Г. Лауба, для четырехголосного мужского хора с сопровождением четырех валторн (ad lib.). Op. 137, 1849
• Три песни свободы для мужского хора с духовым оркестром (ad lib.). 1848
Для смешанного хора a cappella:
• Пять песен Роберта Бернса, для смешанного хора. Ор. 55, 1846
• Четыре песни. Op. 59, 1846
• Романсы и баллады для смешанного хора (тетрадь 1). Op. 67, 1849
• Романсы и баллады для смешанного хора (тетрадь II). Ор. 75, 1849
• Четыре песни для двойного хора. Ор. 141, 1849
• Романсы и баллады для смешанного хора (тетрадь III). Ор. 145. 1849
• Романсы и баллады для смешанного хора (тетрадь IV). Ор. 146, 1849
• Песнь пастуха. Двойной канон для двух сопрано и двух теноров. 1846
Основные даты жизни и деятельности
• 1810 — 8 VI. В Цвиккау (Саксония) в семье совладельца книгоиздат. фирмы «Братья Шуман» Августа Ш. род. сын Роберт Александер.
• 1817 — Посещение частной школы священнослужителя Г. Дёнера. — Начало изучения иностр. яз. (лат., позднее франц. и др.-греческого). — Первые уроки фп. игры у педагога местной гимназии, органиста И. Г. Кунцша. — Импровизации на фп. и первые попытки сочинения музыки (танц. пьесы).
• 1819 — VIII. Первое впечатление от игры мастера: Ш. слушает И. Мошелеса (Карлсбад).
• 1820 — Поступление в гимназию. — Ш. сочиняет и с участием товарищей разыгрывает на домашней сцене «разбойничьи комедии».
• 1821 — Активное приобщение к классич. музыке (исполняет произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена).
• 1822 — Ш. руководит домашним любительским инстр. ансамблем. — Сочинение и исп. на одном из домашних концертов первого относительно крупного произв. — «150-го псалма для хора и оркестра» (не сохранилось).- Увлечение художеств. лит-рой.
• 1823 — Первые поэтич. опыты, собранные в тетради «Листки и цветочки из Золотой долины». — Первые выступления в качестве пианиста на домашних и гимназич. вечерах.
• 1825 — Ш. участвует в деятельности гимназического «Шульфербунда» и организует лит. кружок «Введение в нем. лит-ру». 1827. — Знакомство с певицей А. Краус; большое впечатление от песен Шуберта. — Первые опыты в области вок. музыки: песни на стихи Дж. Байрона, Э. Шульце, на собств. стихотворение «Sehnsucht» («Томление»). — Работа над фп. концертом e-moll (не окончен, не издан). — Глубокий интерес к творчеству Жан Поля.
• 1828 — Окончание гимназии. — Участие в подготовке нем. издания лат. лексикона Форчеллини («Lexicon totius latinatis»). — 24 III. Отъезд в Лейпциг. — 29 III. Поступление в Лейпцигский ун-т на юридич. ф-т. — Первая встреча с Кларой Вик.- Путешествие с другом Г. Розеном: Байрёйт (посещение жан-полевских мест), Нюрнберг, Аугсбург, Мюнхен (встреча с Г. Гейне). — V. Начало занятий по фп. у Ф. Вика.
• 1829 — Перевод в Гейдельбергский ун-т. — 11 V — 21 V. По пути в Гейдельберг посещение городов, расположенных на Майне и Рейне (Франкфурт, Висбаден, Хохгейм, Зрбах, Готтен-гейм, Газенгейм, Рюдесгейм, Кобленц, Майнц, Мангейм). — VIII-X. Путешествие по Швейцарии и Сев. Италии (Базель, Баден, Цюрих, Брешиа, Милан, Венеция). — Успехи Ш.-пианиста (Гейдельберг, Мангейм).
• 1830 — Поездка во Франкфурт-на-Майне на концерт Паганини. — Совершенствование фп. игры и первые зрелые фп. соч.- VII-VIII. Переписка с матерью о выборе муз. профессии. — X. Возвращение в Лейпциг и возобновление занятий у Вика. 1831. — VI. В дневниковых записях появляются имена персонажей будущего «Давидсбунда». — 12 VII. Начало занятий муз.-теоретич. предметами у Г. Дорна (занимался до IV 1832). — Усиленная технич. тренировка на фп. — X. Первые признаки болезни правой руки. — Выход в свет первого фп. произв.- 7 XII. Публикация первой статьи Ш. (о Шопене, лейпцигская «Allgemeine musikalische Zeitung»).
• 1832 — V. Возвращение Клары Вик в Лейпциг после длительного турне и её повседневное общение с Ш. — Неизлечимая болезнь руки, потеря надежды на артистич. будущность пианиста-виртуоза. — 18 XI. Исп. 1-й части «Юношеской» симфонии (g-moll) в Цвиккау.
• 1833 — Формирование шумановского «Давидсбунда». — Глубокое душевное потрясение, вызванное смертью брата Ш. — Юлия и невестки Розалии (жены брата Карла); первая вспышка психич. недуга.
• 1834 — 3 IV. Выход в свет первого номера муз. журн. «Neue Zeitschrift fur Musik», основанного Ш. — Увлечение ученицей P. Вика Эрнестиной фон Фриккен. — IX. Помолвка с Эрнестиной (разрыв в 1835).
• 1835 — Возвращение Клары Вик в Лейпциг после длительного турне. — Переезд в Лейпциг Мендельсона и начало длительной дружбы с ним. — 27 IX. Первая встреча с Ф. Шопеном во время его однодневного посещения Лейпцига.
• 1836 — 7 II — 11 II. Тайные встречи Роберта и Клары в Дрездене, клятва верности; Вик отказывает Ш. от дома и полностью изолирует от него Клару. — 12 IX. Вторая и последняя встреча Ш. с Шопеном (Лейпциг).
• 1837 — 13 VIII. Первое исп. неск. пьес из «12 симфонических этюдов» Кларой Вик (Лейпциг). — 14 VIII. Тайное обручение Клары Вик и Ш. — 13 IX. Ш. в письме к Вику официально просит у него руки дочери. — 15 X. Отъезд Клары Вик в очередное турне (Дрезден, Прага, Вена) и тайная переписка с ней. 1838. — Клара Вик сообщает Ш. условие, поставленное отцом: Роберт должен обосноваться в др. городе. — 13 V. Возвращение Клары Вик в Лейпциг; мимолётные встречи. — 3 X. Приезд Ш. в Вену.
• 1839 — Безуспешные попытки получить право на издание журнала в Вене. — Ознакомление с рукописями неизвестных тогда соч. Шуберта, в т. ч. с партитурой «Большой» симфонии C-dur. — 5 IV. Отъезд из Вены. — Последняя попытка получить согласие Вика на брак с его дочерью Кларой. — 16 VII. Роберт и Клара обращаются в суд.
• 1840 — 24 II. Присуждение Ш. почётной докторской степени философским ф-том Йенского ун-та. — III. Встречи с Листом во время его гастролей в Дрездене и Лейпциге. — В последнем из лейпцигских концертов Лист исполнил 10 пьес из «Карнавала». — Судебный процесс, затянувшийся на 13 месяцев, завершился решением апелляционного суда в пользу Роберта и Клары Вик. — 12 IX. Бракосочетание Роберта и Клары. — Создание св. 100 песен.
• 1841 — 31 III. Первое исп. симфонии No 1 B-dur, т. н. «Весенней» (Лейпциг, Гевандхауз, дирижёр Мендельсон). — 13 VIII. Исп. «Фантазии» Кларой Ш. (в будущем 1-я часть концерта для фп. с орк. a-moll). — 21 и 25 XI. Концерты Шуманов в Веймаре; встреча с Листом. — 6 XII. Первое исп. симфонии d-moll в ранней ред. (в будущем — симфония No 4; дир. Ф. Давид) и баллады «Два гренадера».
• 1842 — II-III. Поездка Шуманов по сев. Германии (Бремен, Ольденбург, Гамбург). — VIII. Поездка в Чехию (Теплиц, Шлосберг, Карлсбад, Мариенбад).
• 1843 — II. Встречи с Берлиозом во время его гастролей в Лейпциге. — IV. Начало педагогич. деятельности в только что открытой Лейпцигской консерватории (классы фп., композиции, чтения партитур). — 4 и 11 XII. Первые исп. оратории «Рай и Пери» (Лейпциг, Гевандхауз, дирижёр Ш.). — Примирительное письмо Ф. Вика (от 15 XII) и возобновление дружеских отношений между ним и Ш.
• 1844 — II-V. Конц. поездка Шуманов в города Прибалтики (Рига, Митава, Тарту, Нарва), в Петербург и Москву; дружеское общение с братьями Виельгорскими, с А. Л. Гензельтом, встречи с М. И. Глинкой, А. Г. Рубинштейном, А. Н. Верстовским, А. Ф. Львовым, Л. В. Маурером и др. музыкантами; исп. произв. Ш.: симфония No 1 под упр. Ш., фп. квинтет ор. 44, «Крейслериана», песни и др. — Лето и осень. Ухудшение здоровья. — 24 VI. Ш. публикует извещение о передаче руководства журн. «Neue Zeitschrift fur Musik» О. Лоренцу. — XII. Переезд в Дрезден.
• 1845 — Частые перерывы в работе из-за обостряющейся нервно-психич. болезни. — Начало дружеских отношений с кругом дрезденских художников (Э. Бендеман, Ю. Хюбнер, Э. Ритшель); общение с Р. Вагнером. — Ш. и Ф. Хиллер руководят «Абонементными концертами в Дрездене» (первые концерты 11 и 25 XI, 9 XII). — Первое исп. фп. концерта a-moll (Дрезден, солистка Клара Ш., дирижёр Ф. Хиллер).
• 1846 — Начало руководства дрезденским лидертафелем. — 5 XI. Первое исп. симфонии No 2 (Лейпциг, Гевандхауз, дирижёр Ф. Мендельсон). — 10, 15, 26 XII. Концерты Шуманов в Вене (при участии А. Г. Рубинштейна). — Посещение собраний «Конкордии» — объединения венских литераторов и художников (здесь, 12 XII — встреча с Дж. Мейербером); дружественные встречи с поэтом Ф. Грильпарцером.
• 1847 — 1, 10, 15 I. Концерты Шуманов в Вене (песни в исп. Е. Линд). — Встреча с поэтом Й. Эйхендорфом. — 22 I. Концерт Шуманов в Брюнне. — 30 I и 2 II. Концерты Шуманов в Праге. — 3 II. Отъезд в Дрезден. — 17 II. Исп. «Рая и Пери» в Берлине (дирижёр Ш.). — Лето. Встреча с Ф. Хеббелем, автором драмы «Геновева». — IV. Концерты и чествование Ш. в Цвиккау.
• 1848 — I. Начало руководства вновь созданным хоровым ферайном. — Заметки в дневнике о революц. движении в Саксонии («Volkerfruhling» — «народная весна»), о встречах с Р. Вагнером и об его политич. выступлениях. — VI. Исп. в узком кругу заключит. номера «Сцен из „Фауста“» Гёте (Дрезден).
• 1849 — VIII. Исп. заключит. номера «Сцен из „Фауста“» по случаю 100-летия со дня рождения Гёте в Дрездене, Лейпциге и под упр. Листа в Веймаре.
1850 — 3-29 III. Концерты Шуманов в Бремене, Гамбурге, Альтоне (песни в исп. Е. Линд). — 25 VI. Премьера оперы «Геновева» (Лейпциг, под упр. Ш.). — 2 IX. Переезд в Дюссельдорф. — IX. Вступление в должность городского дирижёра. — 24 X. Открытие абонементных симф. концертов в Дюссельдорфе под упр. Ш.
• 1851 — 6 II. Первое исп. симфонии No 3 — т. н. Рейнской (Дюссельдорф). — Лето. Встречи с Листом и К. Витгенштейн во время их посещения Дюссельдорфа. — Осень. Начало работы в дюссельдорфских кружках любителей музыки: хоровом и квартетном.
• 1852 — 5-21 III. Шумановские дни в Лейпциге; исп. новых произв. (оратории «Странствие Розы», симфонии No 3, трио ор. 63 и ор. ПО, сонаты для скр. и фп. a-moll op. 105). — 13 VI. Первое исп. музыки к драм. поэме «Манфред» Байрона (Веймар, под упр. Листа). — Избрание Ш. почётным чл. «Association Royale de Societe lyrique» (Антверпен). — Начало работы над «Собранием сочинений о музыке и музыкантах».
• 1853 — Выступления на 31-м Нижнерейнском муз. фестивале в Дюссельдорфе; под упр. Ш. исп.: симфония No 4 (новая ред., 15 V), «Праздничная увертюра» (17 V), а также «Мессия» Генделя (15 V). — X. Знакомство и частые встречи с И. Брамсом. — 28 X. Публикация статьи о нём («Новые пути»), — XI. Конфликт с дирекцией городских концертов, в результате к-рого Ш. прекращает деятельность гор. дирижёра Дюссельдорфа. — XI-XII. Триумфальная конц. поездка Шуманов в Нидерланды (Гаага, Роттердам, Амстердам).
• 1854 — 10 II. Новое обострение болезни. — 17 II. Ночью соч. темы Es-dur, на к-рую в последующие дни созданы 5 вариаций для фп. (последняя нотная запись Ш.).- 27 II. Попытка самоубийства. — 4 III. Доктор Л. Хазенклевер отвозит больного в Эндених, близ Бонна, в лечебницу доктора Ф. Рихарца. — IV. Выход в свет 1-го издания Собрания статей Ш. (изд-во Г. Виганда, Лейпциг).
• 1856 — 27 VII. Свидание Клары и Роберта Ш. в больнице (Эндених) после длительной разлуки.- 29 VII. Кончина III. — 31 VII. Похороны в Бонне.
Издания сочинений:
Шуман Р., Полное собрание сочинений для фортепиано, ред. А. Б. Гольденвейзера, т. 1-5, М., 1960-65; Шуман Р., Собрание вокальных сочинений, т. 1-7, М., 1962-73; Robert Schumanns Werke. Gesamtausgabe. Hrsg. von С Schumann, Serie 1-14, Bd 1-31 (Serie 14 hrsg. von J. Brahms), Lpz., 1879-93.
Литературные сочинения:
Стихотворения Р. Шумана (рус. пер. Л. Озерова), «СМ», 1954, No 9; Избр. статьи о музыке, ред., вступ. статья и прим. Д. Житомирского, М., 1956; О музыке и музыкантах. Собр. статей, ред., вступ. статья, коммент. и указатели Д. Житомирского, т. 1-2 АБ, М., 1975-79; Musikalische Haus- und Lebensregeln, «NZfM», 1850, No 36, Beilage (рус. пер. — Домашние и жизненные правила для музыкантов, «Театральный и музыкальный вестник», 1857, No 49 (пер. и предисл. В. В. Стасова), новый рус. пер. под загл.: Жизненные правила для молодых музыкантов, М., 1859 (пер. П. И. Чайковского), под загл.: Жизненные правила для музыкантов, М., 1959 (с доп. и коммент. Д. В. Житомирского, в кн.: Р. Шуман, О музыке и музыкантах..., т. 2-Б, М., 1979)); Gesammelte Schritten uber Musik und Musiker, Bd 1–4, Lpz., 1854, Bd 1–2, 1914; Schumann A., Der junge Schumann. Dichtungen und Briete, Lpz., 1910, 1917; Gesammelte Schriften uber Musik und Musiker. In Auswahl… von P. Bekker, В., 1922; Erinnerungen an F. Mendelssohn-Bartholdy, Zwickau, 1947, 1948, bearbeitet von G. Eismann; Tagebucher, Bd 1, 1827–38, hrsg. von G. Eismann, Lpz., 1971.
Письма, документы, воспоминания:
Арнольд Ю., Воспоминания, вып. 3, М., 1893; Клара Вик и Шуман. Из дневника и писем Клары Вик (Шуман), «РМГ», 1904, No 10–18, 21–26, 29–34; Стасов Д. В., Музыкальные воспоминания…, «РМГ», 1909, No 13/14; Из путевого дневника Клары Шуман, в кн.: Житомирский Д., Роберт и Клара Шуман в России, М., 1962; Письма, т. 1 (1817–1840), (сост., вступ. статья, коммент., указатели Д. Житомирского), М., 1970; Jugendbriete. Nach den Originalen mitgetheilt von C. Schumann, Lpz., 1885, 1910; R. Schumanns Briete. Neue Folge, hrsg. von F. G. Jansen, Lpz., 1886, 1904; Erler H., R. Schumanns Leben. Aus seinen Briefen, Bd 1–2, В., 1887, 1912; Gensel J., R. Schumanns Briefwechsel mit Henriette Voigt, geb. Kuntze, Lpz., 1892; Wieсk M., Aus dem Kreise Wieck-Schumann, Dresd.-Lpz., 1912, Dresd., 1914; Schumann E., Erinnerungen, Stuttg., 1925; её же, R. Schumann. Ein Lebensbild meines Vaters, Lpz., (1931); Boetticher W., R. Schumann in seinen Schriften und Briefen, В., 1942; Eismann G., Robert Schumann. Ein Quellenwerk uber sein Leben und Schaffen, Bd 1–2, Lpz., 1956; eго жe, R. Schumann. Eine Biographie in Wort und Bild, Lpz., (1956), 1964; Aus R. Schumanns Briefen und Schriften. Ausgewahlt… von R. Mьnnich, Weimar, 1956; Wieсk F., Briefe aus den Jahren 1830–1838, Koln, 1968, Briefe und Gedichte aus dem Album von Robert und Clara Schumann, hrsg. von W. Boetticher, Lpz., 1979; Robert Schumann. Manuskipte. Briefe. Katalog No 188. Musikantiquariat Hans Schneider, Tutzing (1974).
Литература:
Серов A., Заграничные письма, «Театральный и музыкальный вестник», 1859, No 23-25, 28; его же, Третий и четвертый вечера РМО (7 и 14 дек.), там же, 1859, No50; А. С., (Серов A.), Хроника. Концерты Роже и Литольфа, «Музыка и театр», 1867, No 2; его же, Седьмой концерт РМО (9 дек.), там же, 1867, No 15; то же, в кн.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 2, 4, СПБ, 1892-95; Христианович Н. (P.), Р. Шуман. Письма из провинции, «Русский вестник», 1861, т. 31, No 1, 2; его же, Письма о Шумане, в его кн.: Письма о Шопене, Шуберте и Шумане, М., 1876; *** (Кюи Ц. A.), Концерт г. Рубинштейна. Первый концерт Филармонического общества, «СПБ ведомости», 1865, No 63; его же, «Геновева», опера Р. Шумана, «Новости и биржевая газета», 1896, No 91, то же, в его кн.: Избранные статьи, Л., 1952; — Б (Бородин А. П.), Концерты РМО, «СПБ ведомости», 1869, 8 февр.; его же, Концерты РМО (4-й, 5-й, 6-й), в его кн.: Музыкально-критические статьи, М.-Л., 1951; Ларош, Музыкальная хроника... Новое издание сочинений Шумана..., «Современная летопись», 1869, No 13; его же, Музыкальные очерки. II. Месса Шумана, «Московские ведомости», 1869, 14 ноября, то же, в его кн.: Избранные статьи, вып. 4, Л., 1977; его же, Шуман как фортепианный композитор, «Современная летопись», 1870, No 28, 29; его же, Музыкальная хроника, там же, 1870, No 43; его же, Музыкальные очерки..., «Голос», 1872, No177; его же, Забытые оперы. «Геновефа» Шумана, «Театральная газета», 1893, 4, 11 июля; Чайковский П., Второй концерт РМО..., «Современная летопись», 1871, No46; (его же), Второе симфоническое собрание..., «Русские ведомости», 1872, 18 ноября; его же, Первая неделя концертного сезона..., там же, 1875, 12 марта; его же, Четвертая неделя концертного сезона, там же, 1875, 3 апр., то же, в кн.: Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953; Стасов В. В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, «Северный вестник», 1889, No 7, 8, то же, СПБ, 1896; его же, Искусство в XIX веке. IV. Музыка, в изд.: XIX век..., СПБ, (1901); его же, Дружеские поминки,"Страна«, 1906, No 172, то же, в кн.: Стасов В. В., Избранные сочинения, т. 3, М., 1952; Рубинштейн А. Г., Музыка и ее представители. Разговор о музыке, М., 1891, др. изд., 1892; Давыдова М., Роберт Шуман..., серия «Жизнь замечательных людей», под ред. Ф. Павленкова, СПБ, 1893; Hик. Ф. (Финдейзен Н. Ф.), Шуман в России, «РМГ», 1906, No 27/28; Геника Рост., Шуман и его фортепианное творчество, СПБ, изд. РМГ, б. г., б. г., Кар — гин (Каратыгин В. Г.), Р. Шуман, «Театр и искусство», 1910, No 22; его же, Симфонический концерт в Сестрорецке, «Речь», 1910, 18(31) июля; его же, По концертам, «ЖИ», 1923, No 22; Иванов-Борецкий М. В., Шуман. Биографический очерк, М., 1910; его же, Революционные хоры Шумана, «Музыкальное образование», 1930, No 2; Свириденко С., Шуман и его песни, СПБ, 1911; Рай и Пери... Либретто, пер. с нем., М., 1911; Асафьев Б. В. (Глебов Игорь), Манфред (Байрона — Шумана), (П., 1922); его же, Предисловие в изд.: Шуман Р. Песни..., тетрадь 1-3, М., 1933; Мейчик М., Шуман, М., 1935; Крохмаль-Орябинская М. П., «Любовь поэта» Шумана, в кн.: Очерки по истории и теории музыки, вып. 2..., Л., 1940; Асмус В., Музыкальная эстетика Шумана, «СМ», 1940, No 2; Друскин М., Творческий метод Шумана, «СМ», 1956, No 7, то же, в его кн: История и современность..., Л., 1960; Конен В., Вокально-драматические поэмы Шумана, «СМ», 1956, No 8; Житомирский Д. В., Р. Шуман, М., 1955, 1960; его же, Шопен и Шуман, в сб.: Фридерик Шопен, М., 1960; его же, Роберт и Клара Шуман в России. С приложением фрагментов из русского путевого дневника Клары Шуман, М., 1962; его же, Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества, М., 1964; Леонтьева О., «Крейслериана», «СМ», 1960, No 6; Брянцева В., Автографы Роберта и Клары Шуман в советских архивах, «СМ», 1960, No 6; Лахути A., Сюитные циклы Шумана, в кн.: Труды кафедры теории музыки Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского, вып. 1, М., 1960; J. М. (Моsсhеlеs J.), Pianoforte-Sonate. Clara zugeeignet von Florestan und Eusebius, op. XI, «NZfM», 1836, Bd 5, No 34; Lyser J. P. T., Robert Schumann und die romantische Schule in Leipzig, «Humorist», (W.), 1838, 20. Okt.; Вrendel P. R., Schumann mit Rucksicht auf Mendelssohn-Bartholdy und die Entwicklung der modernen Tonkunst uberhaupt, «NZfM», 1845, No 15; Liszt F., R. Schumann. 1855, в его кн.: Gesammelte Schriften, Bd 4, Lpz., 1882 (рус. пер. — Лист Ф., Роберт Шуман, в его кн.: Избранные статьи, М., 1959); Wasielewski J. W. von, R. Schumann, Dresd., 1858, Lpz., 1906; его жe, Schumanniana, Bonn, 1883; Dofftel A., Thematisches Verzeichnis sammtlicher im Druck erschienen Werke R. Schumann’s mit Inbegriff aller Arrangements…, Lpz.-Hamb.-N. Y., 1860, Lpz., 1868; Reissmann A., Robert Schumann. Sein Leben und seine Werke, В., 1865, 1879; La Mara (Lipsus M.), Musikalische Studienkцpfe, Bd 1–5, Lpz., 1875–82 (Музыкально-характеристические этюды); Spitta Ph., Ein Lebensbild R. Schumann’s, Lpz., 1882; Jansen F. G., Die Davidsbundler. Aus R. Schumann’s Sturm- und Drangperiode, Lpz., 1883; Reimann H., R. Schumanns Leben und Werke, Lpz., 1887; Vogel В., Robert Schumanns Klaviertonpoesie. Ein Fuhrer durch seine samtlichen Klavierkompositionen mit biographischem Abriss, Lpz., 1887; Hanslick E., R. Schumann in Endenicli, в его кн.: Am Ende des Jahrhunderts, В., 1899; Вatka R., Schumann, Lpz., 1891; JoЯ F., Fr. Wieck und sein Verhaltnis zu R. Schumann, Dresd., 1900; Litzmann В., Clara Schumann. Ein Kunstlerleben. Nach Tagebuchern und Briefen, Bd 1–3, Lpz., 1902–08; Abert H., R. Schumann, В., 1903, (1920); Kretzschmar H., R. Schumann als Osthetiker, «JbP», 1906, Jahrg. 13; Wustmann G., Zur Enstehungsgeschichte der Schumannischen Zeitschrift fьr Musik, «ZIMG», 1907, Jahrg. 8, No 10/11; Wоlff E., E. Schumann, (В., 1906); его же, Schumann als Liederkomponist, В., 1916; Mцbius P. J., Uber R. Schumanns Krankheit, Halle, 1906; Dahms W., Schumann, В., 1916, Stuttg., 1925; Hohenemser R., Formale Eigentumlichkeiten in R. Schumanns Klaviermusik, в кн.: Festschrift Sandberger, Munch., 1918; Sсhmitz A., Die asthetischen Anschauungen Robert Schumanns in ihren Beziehungen zur romantischen Literatur, «ZfMw», 1919/20, Jahrg. 3, No 2; Schnapp F., H. Heine und R. Schumann, Hamb.-В., 1924; Frenzel P., R. Schumann und Goethe, Lpz., 1926; Gurlitt W., R. Schumann in seinen Skizzen gegenьber Beethoven, в кн.: Kongressbericht der Beethoven-Zentenarfeier, W., 1927; Wagner K., Robert Schumann als Schuler und Abiturient, Zwickau, 1928; Rosenwald H. H., Das deutsche Lied zwischen Schubert und Schumann, (В.), 1929; Ninсk M., Schumann und die Romantik in der Musik, Heidelberg, 1929; Tessmer H., R. Schumann, Stuttg., 1930; Gertler W., R. Schumann in seinen fruhen Klavierwerken, Lpz., 1931; Вeaufils M., Schumann, P., (1932); eго жe, La musique de piano de Schumann, P., (1951); Pessenlehner R., R. Schumann und die «Neue Zeitschrift fьr Musik», «ZfM», 1933, Jahrg. 100, No 1; Кцtz H., Der Einfluss Jean Pauls auf Robert Schumann, Weimar, 1933; Minotti G., Die Geheimdokumente der Davidsbundler, Lpz., 1934; Кorte W., Robert Schumann, Potsdam, (1937); Bukken R., R. Schumann, Kцln, 1940; Boetticher W., R. Schumann. Einfьhrung in Persцlmlichkeit und Werk, В., (1941); его же, Neue textkritische Forschungen an R. Schumanns Klawierwerk, «AfMw», 1968, Jahrg. 25, No 1; eго же, Zur Zitatpraxis in R. Schumanns fruhen Klavierwerken, в кн.: Speculum musical artis. Festgabe fьr H. Husmannzum 60. Geburtstag am 16. Dezember 1968, Munch., 1970; его же, Robert Schumanns Klavierwerke, Tl 1, Opus 1–6, Wilhelmshaven, (1976); его же, Neue Materialen zu R. Schumanns Wiener Bekanntenkreis, «StMw», Bd 25 (Festschrift fur Erich Schenk), Graz — W. — Koln, 1962; Retzoldt R., R. Schumann, Leben und Werk, Lpz., 1941, Wiesbaden, 1947; Sсhauffler R. H., Florestan. The life and work of R. Schumann, N. Y., (1945); Worner K. H., Robert Schumann, Z.- Freiburg, 1949; Sutermeister P., R. Schumann, Z., (1949), B.- Darmstadt, 1951; Rehberg P. und W., Robert Schumann. Sein Leben und sein Werk, Z.-Stuttg., (1954); Вrion M., Schumann et l’вme romantique, P., 1954; Robert Schumann. Aus Anlass seines 100. Todestages…, Lpz., 1956; Tienot Y., Schumann. L’homme, а la lumiиre de ses ecrits, P.-Brux., (1959); Sammelbande der Robert-Schumann-Gesellschaft, Bd 1–2, Lpz., 1961–66; Brown T. A., The aesthetics of R. Schumann, N. Y., (1968); Federhofer-Konigs R., Der Briefwechsel von W. J. von Wasielewski (1822–1896) in seiner Bedeutung fur die Schumann-Forschung, в сб.: Convivium musicorum. Festschrift Wolfgang Boetticher…, В., (1974); Schumann-Tage des Bezirkes Kar-Marx-Stadt (Zwickau), 1976; Abraham G. (сост.), Schumann. A symposium, Westport, Connecticut, 1977.
Д. В. Житомирский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.