«Кардильяк» (нем. Cardillac) — опера Пауля Хиндемита в 4 действиях, либретто композитора (сценарий Ф. Лиона) по новелле «Мадемуазель Скюдери» Э. Т. А. Гофмана.
Премьера 1-й редакции (в 3 д., либретто Ф. Лиона): Дрезден, 9 ноября 1926 г., под управлением Ф. Буша, режиссер И. Добровейн; 2-й редакции — Цюрих, 20 июня 1952 г.
Герой новеллы Гофмана парижский ювелир Рене Кардильяк (XVII в.), чтобы вернуть проданные им драгоценности, убивал покупателей. В центре внимания писателя — не уголовная фабула, а история вырождения таланта и нравственных принципов. Хиндемиту не сразу удалось передать проблематику новеллы, ее психологическую содержательность. В первоначальной версии (1926) опера акцентировала патологическую страсть ювелира и Кардильяк мало чем отличался от убийц, действовавших в рядовых детективах.
Эмиграция Хиндемита после захвата власти нацистами, события Второй мировой войны, преступления и крах гитлеризма сказались в творчестве композитора усилением гуманистического начала. Новая редакция оперы, для которой Хиндемит сам создал либретто и дописал ряд сцен, выгодно отличается от старой. Фактически это новое произведение. Его герой — Уже не маньяк-убийца, а человек, чей безбрежный индивидуализм приводит к преступлению. Таким образом, место патологии заняли психологическая и социальная мотивация. «То, что я создал,— мое!» — восклицает Кардильяк. В последнем, заново написанном IV д. противопоставлены ювелир, убивающий людей, для того чтобы вернуть накопленные им сокровища, и участвующая в представлении оперы «Фаэтон» Люлли певица, чье искусство существует для всех. В финале, когда преступник разоблачен и разъяренная толпа убивает его, раздается вопрос: «А нет ли и в нас частицы Кардильяка?»
Музыка оперы отмечена высокими достоинствами. Композитор стремился использовать принципы симфонического развития, инструментальные формы. Вокальное начало, особенно в 1-й редакции, отступило на задний план. Хиндемит сознательно противопоставил свою оперу романтической, и в особенности вагнеровской. Отсюда печать некоторой рассудочности. В новой редакции партитура подверглась коренной переработке, усилилась эмоциональная струя, исчезла стилизация, обогатилось вокальное начало, хотя и не за счет обеднения инструментального. Высоко полифоническое искусство Хиндемита. Новая версия «Кардильяка» утверждает в музыке гуманистические принципы. После премьеры опера ставилась в этой редакции во Франкфурте (1953), Братиславе (1964), Санта-Фе (1967), Лондоне (1970). Наиболее значителен спектакль в Мюнхене (1987, режиссер Ж. П. Поннель).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Кардильяк (баритон)
• Дочь (сопрано)
• Офицер (тенор)
• Торговец золотом (бас)
• Кавалер (тенор)
• Дама (сопрано)
• Начальник полиции (бас)
Париж без ума от украшений ювелира Кардильяка. Однако тех, кто покупает у него украшения, настигает страшная смерть, а украшения исчезают. Эта же участь постигает молодого кавалера, который купил своей даме золотой пояс. Таинственный незнакомец в маске, проникнув в комнату, когда юноша дарит любимой украшение, пронзает его кинжалом к ужасу дамы. Торговец золотом (поставляющий его ювелиру) заподозрил в нем таинственного убийцу и начинает следить за Кардильяком.Тем временем, за дочерью Кардильяка ухаживает офицер. Он просит руку дочери ювелира, и тот соглашается, но, когда офицер изъявляет желание купить для нее золотую цепь, ювелир пытается отговорить его. Но все тщетно. Кардильяк, не в силах сдержать свою преступную страсть к убийству, тайно устремляется за офицером. Ему удается лишь ранить его. Тот зовет на помощь. За всем этим наблюдает торговец золотом. Когда появляется полиция, офицер, желая спасти отца невесты, указывает на торговца, как на убийцу. Того арестовывают. Вслед за собравшейся толпой Кардильяк заходит в таверну. Здесь он безуспешно пытается защитить несчастного торговца, а затем сам признается в преступлениях. Разъяренная толпа бросается на Кардильяка, его тщетно пытается защитить офицер. Смертельно раненый ювелир, поцеловав цепь, висящую на шее офицера, умирает. Тот произносит хвалебную речь в память умершего, называя его бесстрашным героем.
Дискография: CD — Deutsche Grammophon. Дир. Кайлберт, Кардильяк (Фишер-Дискау), Дочь (Кирштейн), Офицер (Гроуб), Торговец золотом (Кон), Кавалер (Катц), Дама (Сёдерстрём).
Оперное творчество Хиндемита →