Оперетта Хренникова «Сто чертей и одна девушка»

One Hundred Devils and Just One Girl

Композитор
Дата премьеры
16.05.1963
Жанр
Страна
СССР

Оперетта Тихона Хренникова в трёх действиях, шести картинах.
Либретто Е. Шатуновского.

Первое исполнение состоялось 16 мая 1963 года в Москве.

Действующие лица:

Варя, практикантка областной газеты (сопрано); Кураев, секретарь редакции (баритон); Апельсинов, артист-иллюзионист (баритон); Шило и Гвоздик, его ассистенты; Матрена, жительница Лукашина (сопрано); Григорий, лесник (баритон); Агафон, чудотворец (бас); Титовна, содержательница молельни; Степанида, ее дочь (сопрано); Пронька, прихлебатель при святом; Егор, лесоруб; Фрося и Дуня — сельские подруги; Рататуева, приезжая из Ленинграда; Феня, вопленица; сектанты, черти, ведьмы, сельская молодежь, старухи, вопленицы, танцоры.

Действие происходит в среднерусском областном центре и в селе Лукашино в начале 60-х годов.

Спектакль решен в плане комедии с музыкой. В нем отразились такие черты творческого облика композитора, как непосредственность, простота, юмор, свежесть чувства.

Первое действие

Первая картина. Огромное звездное небо. По небу полуночи летит пожилой ангел. Внизу, на грешной земле, стоит кровать, над ней лампада. На постели спит Матрена. Хор звезд исполняет вальс «Лети, лети». Возле спящей Матрены опускается Агафон и, говоря, что она помирает, требует завещать чудотворцу Агафону все деньги. Она отказывается. Тогда Агафон призывает чертей, которые окружают ее и, страшно кривляясь, танцуют бесовский танец. Матрена, проснувшись, убегает. Появляется Пронька с сообщением, что лесник написал о них фельетон. Но Агафон не боится: он уже заготовил клеветническое письмо на Григория. Песня Агафона о клевете («Клевета подобна суду») — шарж на арию дона Базилио из «Севильского цирюльника».

Вторая картина. Редакция областной газеты. Варя отвечает на письма. Ей приносят письмо Агафона. Дуэт с Кураевым «Пришло опровержение на новый фельетон» — веселые куплеты. Варя просит послать ее на расследование. Кураев боится за нее: дело очень серьезное, там могут даже убить ее. Но Варя не боится. Начинается «Сцена с превращениями»: девушка предстает то в образе старушки, то цыганки, то святоши, то пьяной... Кураев соглашается дать Варе командировку в Лукашино.

Третья картина. Солнечный осенний день на лесном озере. К одинокой избе-молельне прибегает Матрена с известием, что комсомольцы собираются сломать молельню и разогнать сектантов. Титовна в испуге зовет дочь, велит запирать дом, говорить всем, что в нем — больные тифом.

С плавной лирической песней «Раскидал осенний лес» выходят к озеру Степанида, Варя и Дуня. Варя выдаст себя за студентку, записывающую песни. Налетает гроза, девушки разбегаются в разные стороны, а на поляну выходит Григорий. Его песня «Я солнце заместо коня запрягу» — распевный вальс. На голос Григория появляется Степанида, затем Титовна. Старуха пытается заманить лесника в избу, Степанида тихо предупреждает его, чтобы не ходил. Звучит еще один вальс — их дуэт «Вы нисколько меня не жалеете». Молодых людей влечет друг к другу, но Григорий не может полностью поверить девушке. Ведь ее у сектантов называют богородицей!

Вбегает Варя и узнает Григория: оказывается, это ее бывший одноклассник!

Финал акта: появляются комсомольцы, осуждающие Григория. Степанида с вызовом отвечает им. Комсомольцы хотят ломать избу, оттуда выбегает Агафон и сектанты, вертятся в страшном танце. Назревает драка, но Варя, останавливая всех, говорит, что пришла к Агафону за истиной. Называя Варю новой богородицей, Агафон уводит ее, за ними идут все сектанты. Возмущенный Григорий отталкивает Степаниду и убегает.

К озеру выходит Матрена. Прислушиваясь к хору, доносящемуся из молельни, она приветствует приехавшего в Лукашино иллюзиониста Апельсинова, принимая его за святого брата Мартина из Голой Андии, города Мастер Дама.

Второе действие

Четвёртая картина. Горница в доме Титовны. Истово поет хор молящихся. Агафона просят явить чудо. Он обещает. Как бы в ответ на это Титовна сообщает о приезде святого. Входит Апельсинов и начинает свое выступление. После каждого номера иллюзиониста вместо аплодисментов раздаются крики: «Чудо, чудо, святой!» На вопросы, кто он, Апельсинов отвечает куплетами «Мастер жанра я вполне оригинального». Его изгоняют, постепенно все расходятся, Титовна зовет Степаниду собирать на стол. Степанида гадает на картах о своей судьбе. Приходит Григорий. Он хочет узнать, что с Варей. Степанида отвечает, что Агафон выдумывает ей страсть, чтобы муку приняла: либо утопят ее, либо в печи сожгут... Григорий в большой дуэтной сцене говорит о своей любви и просит Степаниду сказать всю правду людям. Он уходит, а в горницу с бутылями в руках входит Агафон, за ним Варя. Они пьют, Агафон поет «Песенку француженки Моти» («Я служила в магазине») и, войдя в раж, бьет посуду. Титовна приводит Матрену, пришедшую с деньгами. Варя выходит. Матрена рассказывает Агафону новость, услышанную от Апельсинова: Варя — комсомолка, работает в газете. Мгновенно отрезвевший Агафон решает сжечь Варю, «а то вера шатается». Он запирает ее в подпол, зовет Степаниду и предлагает ей бежать вместе.

Третье действие

Пятая картина. Ночной лес. Григорий, Егор, Фрося и еще несколько человек сидят вокруг костра. Григорий поет вальс «В небе лунная лампадница», его поддерживает хор, затем вступает Фрося. Они ждут начала концерта. Собирается народ, Егор объявляет начало «Огонька». Фрося выступает с веселыми частушками, затем следует балетная сцена, русский танец. Вдруг лес наполняется замогильным завыванием и страшным хохотом. Все замолкают; крестясь, уползают старухи. Высоко в листве внезапно появляются страшные рожи, из глаз и пастей вырывается пламя. Девушки с визгом разбегаются, парни бесшумно скрываются в лесу. Чудища выбегают. Это Агафон и Пронька с масками на длинных шестах. Агафон посылает Проньку поджечь молельню. Тут же его окружают парни во главе с Григорием. Они спрашивают о Варе, по Агафон хохочет в ответ. Лес озаряется багровым пламенем, раздаются крики: «Пожар! Горим! Спасайте!» Пробегает Степанида с портфелем — в нем документы Агафона. Егор выносит на руках Варю, которую Степанида вытащила из подпола. Степанида отдает портфель Григорию.

Шестая картина. Лес ярким солнечным утром. Агафон, притворяющийся мертвым, лежит в корыте, сектанты тащат Степаниду, Григорий с трудом отбивает ее. Апельсинов, переодетый врачом, разоблачает мнимого покойника. Хором «Черти любых мастей и цвета» заканчивается спектакль.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Сезар Франк. «Искупление» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама