Балеты
• Раймонда (либр. Л. Пашковой и М. Петипа, ор. 57, 1897; пост. 1898, Мариинский т-р, Петербург)
• Барышня-служанка, или Испытание Дамиса (на сюжет М. Петипа по картине Ватто, ор. 61, 1898; пост. 1900, Эрмитажный т-р, Петербург)
• Времена года (на сюжет М. Петипа, ор. 67, 1899; пост. 1900, там же)
Для хора и голосов с оркестром
• Торжественный марш в честь открытия Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 (ор. 40, 1892)
• Коронационная кантата (ор. 56, 1895)
• Торжественная кантата в память 100-летней годовщины А. С. Пушкина (ор. 65, 1899)
• Здравица (сл. В. А. Жуковского, без op., 1903)
• Эй, ухнем! (без op., 1905)
• Избранникам русского народа (без op., 1906)
• Прелюдия-кантата к 50-летию Петербургской консерватории (без op., 1912)
Для оркестра
Симфонии:
• No 1 (E-dur, ор. 5, 1881; 2-я ред. 1885; 3-я ред. 1929)
• No 2 (fis-moll, op. 16, 1886)
• No 3 (D-dur, op. 33, 1890)
• No 4 (Es-dur, op. 48, 1893)
• No 5 (B-dur, op. 55, 1895)
• No 6 (c-moll, op. 58, 1896)
• No 7 (F-dur, op. 77, 1902)
• No 8 (Es-dur, op. 83, 1906)
• No 9 (d-moll, 1910, неоконч., 1-я ч. инструментована Г. Я. Юдиным)
Сюиты:
• Характеристическая сюита (d-moll, op. 9, 1887)
• Восточная рапсодия (G-dur, op. 29, 1889)
• Шопениана (сюита из сочинений Ф. Шопена, ор. 46, 1892)
• Балетная сюита (A-dur, op. 52, 1894)
• сюита из балета «Раймонда» (Е-dur, op. 57-a, 1898)
• Из средних веков (Е-dur, op. 79, 1902)
• Финские эскизы (Е-dur, op. 89, 1911);
Увертюры:
• 1-я увертюра на 3 греческие темы (g-moll, op. 3, 1882)
• 2-я увертюра на греческие темы (D-dur, op. 6, 1884)
• Карнавал (op. 45, 1893)
• Торжественная увертюра (D-dur, посв. артистам придворного орк., ор. 73, 1900)
• Песнь судьбы (d-moll, op. 84, 1908)
Симфонические поэмы и фантазии:
• Памяти героя (элегия, ор. 8, 1885)
• Стенька Разин (симф. поэма, ор. 16, 1885)
• Лес (фантазия, ор. 19, 1887)
• Море (фантазия, ор. 28, 1889)
• Кремль (симф. картина, ор. 30, 1891)
• Весна (муз. картина, ор. 34, 1891)
• От мрака к свету (фантазия, ор. 53, 1894)
• Финская фантазия (ор. 88, 1909)
• Карельская легенда (муз. картина, ор. 99, 1916)
Разные произведения для оркестра:
• Серенада No 1 (op. 7, 1883)
• Серенада No 2 (op. 11, 1884)
• Лирическая поэма (op. 12, 1884)
• 2 пьесы — 1. Идиллия. 2. Грёзы о востоке (ор. 14, 1886)
• Мазурка (ор. 18, 1888)
• Славянский праздник (симф. эскиз, ор. 26-а, 1888)
• Свадебное шествие (ор. 21, 1889)
• Концертный вальс No 1 (D-dur, op. 47, 1893)
• Концертный вальс No 2 (F-dur, op. 51, 1894)
• Торжественное шествие (посв. В. В. Стасову, ор. 50, 1894)
• Романтическое интермеццо (ор. 69, 1900)
• Марш на русскую тему (ор. 76, 1901)
• Баллада (ор. 78, 1902)
• Гадание и пляска (балетная сцена для орк., ор. 81, 1904)
• Две прелюдии — 1. Памяти В. В. Стасова (1906). 2. Памяти Н. А. Римского-Корсакова (ор. 85, 1908)
• Памяти Н. В. Гоголя (симф. пролог, ор. 87, 1909)
• Торжественное шествие (ор. 91, 1910)
• Восточная пляска (без op., 1912?)
• Парафразы на гимны союзных держав (ор. 96, 1915)
• Вариации для струнного оркестра (ор. 97, 1918)
• Poeme epique (без op., 1934)
Для великорусского оркестра:
• Русская фантазия (ор. 86, 1906)
Для одного инструмента с оркестром
2 концерта для фортепиано с оркестром:
• No 1 (f-moll, op. 92, 1910)
• No 2 (H-dur, op. 100, 1917)
• концерт для скрипки с оркестром (a-moll, ор. 82, 1904)
• Concerto ballata для виолончели с оркестром (C-dur, op. 108, 1931)
• концерт для саксофона с оркестром (Es-dur, op. 109, 1931)
Для виолончели с оркестром:
• 2 пьесы, ор. 20, — 1. Melodie (1888). 2. Serenade espagnole (1887)
• Песнь менестреля (op. 71, 1900)
Для скрипки
• Мазурка-оберек (без op., 1917, изд. посмертно под ред. И. М. Ямпольского, М., 1951)
Для ансамбля инструментов
7 струнных квартетов:
• No 1 (D-dur, op. 1, 1882)
• No 2 (F-dur, op. 10, 1884)
• No 3 (G-dur, Славянский, op. 26, 1888)
• No 4 (a-moll, op. 64, 1894)
• No 5 (d-moll, op. 70, 1898)
• No 6 (B-dur, op. 106, 1921)
• No 7 (C-dur, op. 107, 1930)
Сюиты для струнного квартета:
• Новинки (op. 15, 1886)
• сюита C-dur (op. 35, 1891)
• Прелюдия и фуга (в сб. пьес для струн. квартета «Пятницы», посв. М. П. Беляеву, 1898)
• Элегия для струнного квартета (памяти М. П. Беляева, ор. 105, 1828)
• квартет для 4 саксофонов (B-dur, op. 109, 1932)
• In modo religioso (квартет для медных духовых инструментов, ор. 38, 1892)
Для фортепиано в 2 руки
• 2 сонаты (No 1 b-moll, op. 74, 1901; No 2 c-moll, op. 75, 1901)
• Тема с вариациями (ор. 72, 1900)
• сюита на тему «Саша» (ор. 2, 1883)
• 3 этюда (ор. 31, 1890)
• Большой концертный вальс (ор. 41, 1891)
• Прелюдия и фуга (ор. 62, 1899)
• 4 прелюдии и фуги (ор. 101, 1918-1923)
• Прелюдия и фуга (e-moll, без op., 1926, обр. для органа 1829) и др.
Для 2 фортепиано — Фантазия (f-moll, op. 104, 1920)
Для органа
• Прелюдия и фуга No 1 (D-dur, op. 93, 1906)
• Прелюдия и фуга No 2 (d-moll, op. 98, 1914)
Для одного инструмента с сопровождением фортепиано
• Элегия (памяти Ф. Листа, для влч. и фп., ор. 17, 1886, первонач. изложение для теноров, тромбона или валторны с фп.)
• Reverie (для валторны с фп., ор. 24, 1890)
• Meditation (для скр. с фп., ор. 32, 1891)
• Элегия (для альта с фп., g-moll, op. 44, 1893)
• Листок из альбома (для трубы с фп., без op., 1899, посм. изд., М.-Л., 1950)
Для голоса с фортепиано
• 5 романсов (ор. 4, 1882-1885)
• 2 песни на сл. А. С. Пушкина (Вакхическая песня, Восточный романс, ор. 27, 1888; то же с сопр. орк.)
• 6 романсов (ор. 59, 1898, сл. А. С. Пушкина и др.)
• 6 романсов (ор. 60, 1898, сл. А. С. Пушкина и А. Н. Майкова) и др.
Для хора без сопровождения
• Гимн Пушкину (для жен. хора с фп. ad libitum, op. 66, 1899)
• Любовь (для смеш. хора, сл. В. А. Жуковского, ор. 94, 1907)
• Вниз по матушке по Волге (рус. песня для смеш. хора, без op., 1921)
Музыка к драматическим спектаклям
• Вступление и пляска Саломеи (к драме «Саломея» О. Уайльда, ор. 90, 1908)
• Царь Иудейский (музыка к драме К. Р., ор. 95, 1913)
• Маскарад (музыка к драме М. Ю. Лермонтова, без op., 1913-1916)
Основные даты жизни и деятельности:
• 1865 — 29 VII (10 VIII). В семье петерб. книгоиздателя К. И. Глазунова род. сын Александр.
• 1875 — Начало занятий игрой на фп.
• 1877 — Занятия игрой на фп. и теорией музыки с H. H. Еленковским; первые опыты композиции.
• 1879 — Г. знакомится с М. А. Балакиревым, по совету к-рого начинает заниматься теорией музыки и сочинением под рук. Н. А. Римского-Корсакова.
• 1881 — Знакомство с А. П. Бородиным, А. К. Лядовым и В. В. Стасовым. 1882. — 17 (29) III. Исполнена 1-я симфония Г. в концерте Бесплатной муз. школы под упр. М. А. Балакирева. — 18(30) XI. Исполнен 1-й квартет Г. в квартетном собрании РМО.
• 1883 — Г. оканчивает реальное уч-ще и посещает лекции на юридич. ф-те Петерб. ун-та в качестве вольнослушателя.
• 1884 — 27 III (8 IV). «Репетиция сочинений А. К. Глазунова», организованная М. П. Беляевым и послужившая началом Рус. симфонич. концертов. — Поездка за границу с М. П. Беляевым (Германия, Швейцария, Франция, Испания, Сев. Африка). — Встреча с Ф. Листом. — 17 V. Исполнение в Веймаре 1-й симфонии. — Договор с М. П. Беляевым на издание сочинений Г. — Знакомство с П. И. Чайковским.
• 1885 — Присуждение Глинкинской пр. за 1-й квартет (в дальнейшем Г. получал эту премию многократно).
• 1887 — Г. работает над творч. наследием А. П. Бородина: завершает оперу «Князь Игорь» (совм. с Н. А. Римским-Корсаковым), записывает по памяти и оркеструет 2 части неоконченной 3-й симфонии Бородина.
• 1888 — 22 X (3 XI). Первое выступление в качестве дирижёра в Рус. симфонич. концертах. — Встреча с С. И. Танеевым в Москве.
• 1889 — 29 VI. Исполнение 2-й симфонии Г. под упр. автора на Всемир. выставке в Париже.
• 1890-1891 — Напряженные искания новых путей в творчестве, острое недовольство собой.
• 1893-1896 — Новый творч. подъём, наступление творч. зрелости: создание 4-й (1893), 5-й (1895), 6-й (1896) симфоний, 4-го струн. квартета (1894).
• 1896 — Начало систематич. дирижёрских выступлений Г. в Рус. симфонич. концертах и летних сезонах в Павловске.
• 1898 — 7(19) I. Премьера балета «Раймонда» в Мариинском т-ре.
• 1899 — Г. вошёл в состав дирекции Петерб. отд. РМО и Гл. дирекции РМО. — Г. зачислен профессором в Петерб. консерваторию по классу чтения партитур.
• 1901 — Г. совм. с М. А. Балакиревым и Н. А. Римским-Корсаковым редактирует произв. М. И. Глинки для нового издания (редактирование совм. с Н. А. Римским-Корсаковым продолжалось и в последующие годы).
• 1903 — Дирижёрские выступления в Лондоне и Гамбурге с исполнением своих произв.
• 1904 — Г. вошёл в состав «Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов», созданного по завещанию и на средства М. П. Беляева. — Первое обращение Г. к конц. жанру — сочинение концерта для скрипки с оркестром.
• 1905 — 24 III (6 IV). Г. ушёл из Петерб. консерватории в знак протеста против увольнения Н. А. Римского-Корсакова. — 27 III (9 IV). Г. дирижировал спектаклем оперы «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова в честь автора оперы по инициативе Комитета учащихся Петерб. консерватории. — Обработка песни «Эй, ухнем!» для хора и оркестра как отклик на революционные события 1905. — 1 (14) ХП. Возвращение в консерваторию после предоставления ей автономии. — 3 (16) XII. На заседании Худож. совета консерватории Г. единогласно избран директором Петерб. консерватории.
• 1907 — Циклы концертов из произв. Г. в Петербурге и Москве в связи с 25-летием его творч. деятельности. — Присуждение Г. звания доктора музыки Оксфордского и Кембриджского ун-тов. — Дирижёрские выступления в Англии и Франции.
• 1907-1917 — Напряжённая руководящая, организационная и педагогич. работа на посту директора Петерб. консерватории.
• 1917 — 25 II (10 III). Премьера драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» с музыкой Г. в Александринском т-ре. — 17 (30) XII. Г. избран ректором Петрогр. консерватории.
• 1918 — 17 IV. Избрание Г. почётным чл. Всероссийского проф. союза орк. деятелей. — Лето. Конц. поездка по волжским городам со скрипачом П. Коханьским.
• 1918-1920 — Многочисл. дирижёрские выступления Г. перед массовой аудиторией на заводах, в рабочих клубах, частях Красной Армии.
• 1922 — Присуждение Г. звания нар. арт. Республики в связи с 40-летием его творч. деятельности. — Концерты из произв. Г. в Москве и Петрограде.
• 1927 — 27 III. Доклад на торжеств. заседании, посв. 100-летию со дня смерти Л. Бетховена, и дирижирование конц. программой из его произв. — 15 VIII — 13 IX. Конц. поездка в качестве дирижёра: Харьков, Киев, Одесса, Ростов-на-Дону.
• 1928 — 15 IV. Отъезд в Вену для участия в Междунар. шубертовском конкурсе в качестве чл. жюри от СССР. — 19 XII. Авторский концерт Г. в Париже.
• 1929-1931 — Дирижёрские выступления в Португалии, Испании, Франции, Англии, США, Чехословакии, Польше, Голландии.
• 1932 — Резкое ухудшение здоровья. «Из-за общего недомогания работа заглохла... Настроение весьма тяжёлое...» (письмо М. О. Штейнбергу, Париж, 31 I).
• 1933 — Согласие быть чл. комиссии, отмечающей 25-летие со дня смерти Н. А. Римского-Корсакова в СССР.
• 1936 — 21 III. Смерть Г. в одной из парижских больниц (14 октября 1972 прах А. К. Глазунова перевезён в Ленинград и захоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры).
Литературные сочинения:
Мое знакомство с Чайковским, в сб.: Чайковский. Воспоминания и письма, П., 1924; Бетховен как композитор и мыслитель, «Печать и революция», 1927, No 3; P. Шуберт, Л., 1928; Памяти М. П. Беляева, в сб.: Памяти М. П. Беляева, Париж, 1929; En souvenir du sejour de Michel Glinka а Paris, «Musique», 1929, No 5; Sur N. A. Rimsky-Korsakov, «Mercure de France», 1933, 15 juillet; Мой подарок И. И. Витолю к 70-летию со дня его рождения, «Muzikas opskats», Riga, 1933, No 9; Воспоминания о А. А. Спендиарове, «CM», 1939, No 9-10. Письма: Неопубликованные письма А. К. Глазунова, «СМ», 1941, No 3; Переписка П. И. Чайковского и А. К. Глазунова, в кн.: «Советская музыка», 3 сб. статей, М.-Л., 1945; Письма к С. Н. Кругликову, «СМ», 1946, No 2-3; Письма к С. И. Танееву, в сб.: П. И. Чайковский, С. И. Танеев. Письма, М., 1951; Переписка с Н. А. Римским-Корсаковым и В. В. Стасовым и письма к М. П. Беляеву, в сб.: Глазунов. Исследования. Материалы, т. 2, Л., 1960; А. К. Глазунов. Письма, статьи, воспоминания. Избранное, М., 1958.
Литература:
Коптяев А. П., А. К. Глазунов как балетный композитор, «ЕИТ». Сезон 1899-1900, прилож. 1; Оссовский А. В., А. К. Глазунов. Его жизнь и творчество, (СПБ, 1907); Е. П. (Петровский E.), О балетной музыке А. К. Глазунова, «РМГ», 1907, No 1; Курдюмов Ю., Камерная музыка А. К. Глазунова, там же; Энгель Ю., Глазунов как симфонист, «РМГ», 1907, No 1-6; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Письма о русской опере и балете. Письмо 6. Балеты Глазунова, «Еженедельник петроградских Гос. Акад. театров», 1922, No 9; его же, Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; Беляев В., А. К. Глазунов. Материалы к его биографии, т. 1, ч. 1, П., 1922; Держановский В., А. К. Глазунов, М., 1922; Федорова Г. П., А. К. Глазунов, М.-Л., 1947, М., 1961; Ванслов В., Симфоническое творчество А. Глазунова, М.-Л., 1950; Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 1-2, Л., 1959-60; Hикольская Л., О полифонии Глазунова, в сб.: Научно-методические записки Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского, вып. 4, Свердловск, 1961; Ганина М., А. К. Глазунов. Жизнь и творчество, Л., 1961; её же, Музыка Глазунова к драме «Маскарад», в сб.: Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л., 1966; Malherbe H., A propos du 25-e anniversaire d’Alexandre Glazounow, «Courrier Musical», 1907, No 6; Sauerwein J., Biographie d’Alexandre Glazounow, там же; Сherbuliez A.-E., Alexander Glasunows Kammermusik, «Musik des Ostens», 4, Kassel, (u. a.), 1967.
Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.