Violin Sonatas
Артистические триумфы сопутствовали молодому Бетховену всюду — в аристократических салонах, в домах друзей, наконец, в так называемых «академиях» — больших публичных концертах. Бетховен-пианист взрывал своим неистовым темпераментом сложившиеся исполнительские каноны, Бетховен-творец поражал воображение слушателей бурными, огненными импровизациями… «Этот человек вознаградит нас за потерю, понесенную со смертью Моцарта» — скажет бетховенский современник. Еще раньше друг композитора, напутствуя его перед отъездом в Вену, в письме пророчит юноше великое будущее: «Непрерывным усердием получите Вы гений Моцарта из гайдновских рук». В этих словах, помимо искренней дани бетховенскому таланту, замечательно обрисована его «родословная».
Не случайно Бетховен посвятил учителям свои венские опусы: Йозефу Гайдну — три первые венские фортепианные сонаты, Антонио Сальери — три первые сонаты для скрипки и фортепиано, соч. 12. Как не случайно и то, что жанр сонаты по-новому преломился в творчестве Бетховена: революционная эпоха посягала на незыблемые правила. В самой сонатной форме заключена идея противостояния-диалога музыкальных тем — живой слепок диалектики жизни. Тридцать две фортепианные сонаты Бетховена, наряду с «Хорошо темперированным клавиром» Баха — «библия» для музыкантов.
Превосходный пианист, Бетховен неплохо играл и на скрипке, около пяти лет исполнял партию альта в оркестре театра в Бонне. И позже в Вене он не оставил занятия скрипкой — одним из любимейших своих инструментов. Для скрипки и фортепиано написаны юношеские Вариации на тему из «Свадьбы Фигаро», три десятилетия спустя — последняя в цикле Соната для фортепиано и скрипки соль мажор, соч. 96. Обратим внимание: композитор (как в свое время Моцарт) и его современники на первое место ставили фортепиано; в отзывах и рецензиях нередко читаем: сонаты со скрипкой!
Бетховенские скрипичные сонаты не сразу завоевали признание. Первые отклики полны упреков автору в «учености», в недостатке естественности, «чрезмерной изысканности»… Но очень скоро рецензенты сменили тон: они заговорили об «изобретательности, серьезном, мужественном стиле». Слава Бетховена с годами неуклонно возрастает, и к началу нового XIX века его имя венчает знаменитую венскую триаду: Гайдн — Моцарт — Бетховен.
Уже в первых скрипичных сонатах Бетховен порывает с устоявшейся традицией дивертисмента-сюиты: его сонатные аллегро целеустремленны, полны активного действия, медленные части глубоки и «по-шубертовски» песенны. Не удивительно, что к певучим Adagio и Andante сонат стали подбирать слова и петь их в быту и в концертах (точно так же, как позже инструментальные пьесы Шопена, Листа, Рубинштейна). Часто композитор прибегает к излюбленной вариационной форме. В финалах — как правило, в форме рондо — оживают жанровые сцены, царит стихия танцевальности.
Скрипичные сонаты столь же разнообразны по настроению, как симфонии или фортепианные сонаты Бетховена. Неистовая патетика первой части Сонаты ля минор, соч. 23, конечно, же сродни фортепианной «Патетической». Бурный и страстный характер скрипичной партии; фортепиано, клокочущее яростью — всё в Сонате до минор, соч. 30, № 2 предвещает «Аппассионату», которая явится миру два с лишним года спустя. А свет, источаемый Сонатой фа мажор, соч. 24 (ее не случайно нарекли «Весенней»), изумительная по красоте мелодия, открывающая первую часть — не лучшее ли свидетельство того, что в бетховенских руках моцартовская эстафета? К «Весенней» сонате примыкает по настроению последняя (Десятая) Соната соль мажор, соч. 96, которая, как и «Пасторальная» симфония, — гимн почитаемой Бетховеном природе.
Одной из вершин инструментальной драмы в камерной музыке является Соната ля мажор, соч. 47, известная под названием «Крейцерова». Бетховен именовал ее написанной «в концертном стиле», то есть, считал камерным концертом для скрипки и фортепиано. Посвященная скрипачу-виртуозу Рудольфу Крейцеру (впрочем, не оценившему сонату по достоинству), она высится рядом с «Героической» симфонией, рядом с фортепианными «Авророй» и «Аппассионатой», рядом с оперой «Фиделио».
Иосиф Райскин
Сонаты для скрипки и фортепиано:
Op. 12: Три сонаты для скрипки и фортепиано (1798)
No. 1: Соната для скрипки и фортепиано No. 1, ре мажор
No. 2: Соната для скрипки и фортепиано No. 2, ля мажор
No. 3: Соната для скрипки и фортепиано No. 3, ми-бемоль мажор
Op. 23: Соната для скрипки и фортепиано No. 4, ля минор (1801)
Op. 24: Соната для скрипки и фортепиано No. 5, фа мажор («Весенняя») (1801)
Op. 30: Три сонаты для скрипки и фортепиано (1803)
No. 1: Соната для скрипки и фортепиано No. 6, ля мажор
No. 2: Соната для скрипки и фортепиано No. 7, до минор
No. 3: Соната для скрипки и фортепиано No. 8, соль мажор
Op. 47: Соната для скрипки и фортепиано No. 9, ля мажор («Крейцерова») (1803)
Op. 96: Соната для скрипки и фортепиано No. 10, соль мажор (1812)