«Лодоиска» (фр. Lodoïska) — опера (героическая комедия) Луиджи Керубини в 3 действиях, либретто К. Ф. Фийетт-Лоро.
Премьера: Париж, театр «Фейдо», 18 июля 1791 г. (спустя 12 дней на сцене парижского театра «Комеди итальенн» была поставлена опера «Лодоиска, или Татары» Р. Крейцера, оспаривавшая успех произведения Керубини); на русской сцене — Петербург, 22 июня 1814 г.
Сюжет заимствован из вставной новеллы романа Ж. Б. Луве де Кувре «Любовные похождения кавалера де Фобласа», вышедшего в свет в 1787-1790 гг. «Лодоиска» представляет собой характерный образец «оперы спасения» первых революционных лет. Захваченный и уничтоженный до основания замок тирана, освобождение узников — все это навеяно штурмом Бастилии. Действие оперы развертывается в Польше — правда, Польше романтически-фантастической.
Отряд татар под командованием храброго Тицикана хочет захватить замок жестокого тирана Дурлинского. На татарский отряд случайно наткнулись польский дворянин Флореский, ищущий свою похищенную невесту Лодоиску, и его слуга Фарбель. Тицикан, убедившись в храбрости Флореского, обещает прийти ему на помощь. Узнав, что Лодоиска томится в замке Дурлинского, Флореский решает во что бы то ни стало туда проникнуть. Удача ему сопутствует. Фарбель сумел опоить стражу вином, в которое подмешано сонное снадобье. Однако когда Флореский хочет войти в башню, где заточена Лодоиска, появляется Дурлинский, и по его приказу пришельцы схвачены. Дурлинский угрожает казнить Флореского; Лодоиска должна стать женой тирана. Отвергнутый ею Дурлинский готов казнить обоих, но тут замком овладевают татары. Пленники свободны. Замок взорван.
Музыка Керубини полна высокого драматизма и эмоциональной выразительности.
А. Гозенпуд