Violin Sonata No. 6 (A-dur), Op. 30 No. 1
Три скрипичные сонаты, вошедшие в Op. 30, первой из которых стала Соната для скрипки и фортепиано № 6 ля мажор, Людвиг ван Бетховен создал в первой половине 1802 г. Это время в жизни композитора можно назвать благополучным и даже относительно счастливым: он не испытывал тягот материальной нужды благодаря ежегодной пенсии в размере шестисот флоринов, назначенной богатым меценатом князем Карлом Лихновским. Его произведения имели успех – в одном из писем композитор упоминает, что на каждое произведение претендуют шесть-семь издателей, а иногда и больше, и они готовы платить столько, сколько он потребует (Бетховен характеризует такую ситуацию как «приятную»). Он много пишет – начало 1802 г. становится для композитора временем творческого расцвета.
Однако посреди этого относительного благополучия композитор все яснее осознает надвигающуюся катастрофу – утрату слуха: ему становится все сложнее общаться с людьми, которым он стесняется сообщить о своем недуге – и он начинает избегать общения, в театре и на концертах ему приходиться садиться как можно ближе к сцене… Бетховен понимает, что ухудшение здоровья ставит под угрозу его профессиональную деятельность. Несколько месяцев спустя – в октябре 1802 г. – будет написано знаменитое «Гейлигенштадское завещание», но, возможно, в первой половине того года – когда создавались скрипичные сонаты Op. 30 – композитор еще сохранял какую-то надежду на избавление от болезни, грозившей разрушить его жизнь – и личную, и профессиональную. Мрачные, драматические настроения отразились сполна во второй сонате этого опуса, но обрамляют ее две прекрасные мажорные сонаты, и одна из них – Соната № 6 ля мажор. Как и две другие сонаты данного опуса, Бетховен посвятил ее русскому императору Александру I.
Если предыдущая скрипичная соната была четырехчастной, то в Шестой сонате Бетховен вновь обращается к трехчастному циклу. В начале первой части – Allegro – в полной мере проявляется пристрастие композитора к варьированию: первая тема во втором проведении предстает расширенной на несколько фраз. Гармонический план почти сразу же отходит от тоники, что впоследствии словно «компенсируется» в коде. Форма второй части – Adagio molto espressivo – не вполне обычна для медленной части сонаты: рондо с кодой. С финалом композитор определился не сразу – первоначальный вариант был им отвергнут (впоследствии он вошел в другую сонату – «Крейцерову»), и для Шестой сонаты Бетховен написал финал в форме вариаций на оригинальную тему (что тоже не вполне соответствовало сложившимся традициям трактовки сонатного жанра).