Show Boat
Оперетта Джерома Керна в трёх действиях, пяти картинах.
Либретто О. Хаммерстайна.
Первое представление состоялось 27 декабря 1927 года в Нью-Йорке.
Содержание излагается по русскому тексту С. Болотина и Т. Сикорской.
Действующие лица:
капитан Энди Хоукс (тенор); Пэрти Энн Хоукс, его жена (меццо-сопрано); Магнолия, их дочь (сопрано); Джули (сопрано); Гайлорд Равенел (баритон); Куинни (меццо-сопрано); Элли (сопрано); Джо (бас); Стив; Фрэнк; хозяин бара; Валлон, полицейский инспектор; горожане, ковбои, фермеры, негры, полисмены.
Действие происходит в Америке в 90-х годах XIX века.
Оперетта «Плавучий театр» (на отечественных сценах называется обычно «Цветок Миссисипи») явилась результатом длительных поисков новых форм музыкальной комедии, которая явилась бы подлинно американской по своим краскам и характеру. Посвященная жизни простых людей Америки, она затрагивает жгучие расовые проблемы, с симпатией рисует негров. Музыка ее отличается грацией, мелодической и гармонической изысканностью, логикой развития, чистотой и благородством форм, близостью к интонациям спиричуэлсов.
Первое действие
Первая картина. Пристань в маленьком городке на берегу Миссисипи. Сюда пришвартовался пароход «Белый хлопок», который дает представления на пристанях. Доносится пение негров — грузчиков хлопка. На берегу собираются любопытные. Капитан Энди Хоукс зазывает зрителей в театр. Надо продавать билеты, но его дочь Магнолия, вместо того чтобы идти в кассу, слушает Джо — их кока. Вместе с грузчиками и палубными матросами он поет печальную «Песню о Миссисипи». Джули, примадонна театра, запевает «Мой муж — разиня». Ее песню подхватывают окружающие, разрастается ансамбль.
Врывается разъяренная Пэрти Энн, возмущенная тем, что дочь ее якшается с черными. Она сзывает всех на палубу — там собралась уже вся труппа. Полицейский инспектор Валлон объявляет, что на «Белом хлопке» есть преступники: цветная и белый, женатые вопреки американским законам. Джули признается, что в ней есть одна восьмая негритянской крови и вместе с мужем Стивом, премьером труппы, уходит, так как иначе их арестуют.
Энди и его жена в полной растерянности. Без примадонны и премьера труппа не может давать представления, и они неминуемо разорятся. Правда, Магнолия уже давно просит разрешить ей выступать на сцене: она знает весь репертуар наизусть, но премьера-то все равно нет!
На пристани появляется Гайлорд Равенел. Ему, профессиональному игроку, предписано в течение часа покинуть город, а денег на билет взять негде. Ария Равенела «Вниз по теченью плыву я» полна отчаянья. Увидев пароход, Равенел пытается пристроиться на нем. Магнолия объясняет молодому человеку, что пассажиров они не берут, но им крайне необходим герой, премьер труппы. Равенел готов стать актером, хотя никогда не пробовал играть. Магнолия предлагает ему сыграть влюбленность. Звучит их обаятельный дуэт.
Вторая картина. Равенел стал актером и завоевал популярность благодаря красивой внешности, голосу и хорошим манерам. К нему неравнодушна Элли, душа всех интриг театра, взбалмошная и очень неприятная особа. Гайлорд же влюблен в Магнолию. Их дуэт «Я давно бродягой стал» — большой лирический вальс. Магнолия объявляет родителям, что выходит замуж за Равенела. Мать бушует, но впервые в жизни вынуждена уступить мужу. Этому посвящен их каскадный дуэт «Если ты как жена и мать».
Третья картина. Свадьба. Веселый хор приветствует новобрачных. Звучит вальс. В разгар праздника коварная Элли, оскорбленная Гайлордом, объявляет всем, что он игрок, разыскиваемый полицией. Пэрти Энн тут же выгоняет его с парохода, но Магнолия, его жена, уходит вместе с ним.
Второе действие
Чикагский мюзик-холл. Прошло два года. Равенел получил богатое наследство, окончилось трудное время. Магнолия мечтает вернуться на Миссисипи — она выросла на реке и очень скучает без нее, она устала от скитаний. Здесь, за столиком, они веселятся, мечтают о безоблачном будущем. Какой-то человек зовет Равенела. Это старый приятель. Он уводит Гайлорда играть. Магнолия остается одна за столиком. Вокруг бушует вальс. Молодая женщина грустит, а ее муж тем временем проигрывает полученное наследство. Его ария «Всегда рискует игрок» напряженно драматична, полна азарта. Ночь подходит к концу, все расходятся.
Проигравшийся дотла Равенел не смеет показаться на глаза жене. Он пишет ей прощальную записку и убегает.
Магнолия все так же одна за столиком. Никого не осталось в зале, слуги убирают... Ей приносят письмо мужа. Печальна, полна горечи ария Магнолии «Где счастье прежних лет». Метрдотель просит ее расплатиться, но у Магнолии нет денег. Метрдотель уходит за директором, а несчастная женщина пытается отравиться. В последний момент ее спасает Джули, которая служит здесь судомойкой. Она уговаривает Магнолию не терять надежды и бодрости. Не все еще потеряно: Магнолия молода и талантлива, а в мюзик-холле как раз требуется певица! И когда метрдотель приводит директора, Магнолия поет ему прелестную песню «О, беспечная любовь». Директор заключает с ней контракт. Отныне она не Магнолия Равенел, а певица Мик.
Третье действие
Прошел еще год. Неважно идут дела на «Белом хлопке». Примадонна в Плавучем театре теперь Элли. Но она плохая актриса. Ведь ее стихия не сцена, а интриги! Вся надежда капитана Энди на прославившуюся за последние месяцы певицу Мик. Джули написала ему, что приедет в гости с Мик, своей подругой, и Энди мечтает уговорить ее выступать в его театре. А о дочери Магнолии ничего неизвестно. На пароход приехал Равенел. Он надеялся узнать здесь что-нибудь о той, перед которой так виноват, но и родители ничего не смогли сказать ему. Энди предлагает Равенелу остаться и искать Магнолию вместе. Но тогда ему придется играть с Элли! Гайлорд пытается помириться с актрисой. Элли воспринимает его речи как объяснение в любви, когда же убеждается в своей ошибке, то приходит в страшную ярость и, абсолютно уверенная в своей незаменимости, предлагает капитану выбирать между нею и Равенелом. Энди советует ей собирать свои вещи...
К пристани подъезжает карета. В ней Джули и дама под вуалью. Проводив их переодеться с дороги в лучшую каюту, возвращается радостная нянька Магнолии, негритянка Куинни. Весело звучит ее песня «Эй, я узнала тайну». Но вот из каюты выходит Мик. На лице у нее по-прежнему вуаль. Лишь окончив свой вокальный номер, она сбрасывает вуаль, и все узнают Магнолию. Общим примирением и ликованием заканчивается спектакль. Негры поют «Песню о Миссисипи».
Л. Михеева, А. Орелович