Variationen über «Se Foul ballare» für Klavier und Violine
Людвиг ван Бетховен уделял большое внимание жанру вариаций. За свою творческую жизнь он создал в общей сложности семь десятков вариационных циклов. Те из них, которые относятся к раннему периоду творчества композитора и были написаны не на оригинальные темы, а основывались на мелодиях из произведений других авторов, опусов не получили, поскольку большого значения композитор этим произведениям не придавал. Одним из бетховенских творений, не удостоившихся такой чести, стали Двенадцать вариаций для скрипки и фортепиано на тему «Se vuol ballare» из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро», созданные в 1793 г.
Композитор посвятил произведение Элеоноре фон Бройнинг. Это семейство сыграло важную роль в жизни юного Бетховена – когда на плечи семнадцатилетнего юноши легла забота о младших братьях, семья фон Бройнинг поддержала его. Фактически Елена фон Бройнинг заменила ему мать, в этом доме его познакомили с творчеством Гомера, Плутарха и Уильяма Шекспира, брат и сестра Бройнинги – Штефан и Элеонора – стали его друзьями. Кроме того, Элеонора была его первой ученицей (и, возможно, предметом первой влюбленности). Посвящение вариаций ей указывает на то, что работа над ними началась еще в Бонне, однако завершены они были уже в Вене. Бетховен работал над ними под руководством Йозефа Гайдна, у которого некоторое время обучался композиции.
Обращение к моцартовской теме не вызывает удивления – музыка Вольфганга Амадея Моцарта в первые годы после его смерти пользовалась в Вене огромной популярностью. В качестве темы Бетховен избирает мелодию арии Фигаро из первого акта («Если захочет барин попрыгать»). При первоначальном проведении темы она излагается скрипкой на pizzicato, а затем подвергается орнаментальному варьированию, характерному и для классического стиля в целом, и для ранних бетховенских вариационных циклов. В соответствии с традицией, композитор добавляет отсутствующее у Моцарта повторение последних восьми тактов, которое сохраняется в вариациях.
Первая вариация кажется особенно напевной после pizzicato в теме, а диапазон значительно расширяется благодаря широким арпеджио в фортепианной партии, скрипка же в основном очерчивает преобладающие гармонии, играя здесь подчиненную роль. Возвращение к более узкому диапазону происходит во второй и третьей вариациях, но при этом сильно изменяется ритм: во второй вариации появляется триольность. Быстрое движение мелких длительностей характеризует четвертую вариацию, пятая отличается изысканностью. Колорит несколько омрачается в шестой и седьмой вариациях, изложенных в минорном ладу, при этом в шестой выделяются нисходящие полутоновые интонации в партии скрипки, а в седьмой тема излагается у фортепиано в варианте, весьма близком к ее первоначальному облику (только в миноре), скрипка же в основном поддерживает тему гармонически. Сходное соотношение инструментальных партий сохраняется поначалу в восьмой вариации, но здесь возвращается мажорный лад. Тема приобретает взволнованный характер благодаря хроматизмам и фигурациям, на фоне которых излагает ее фортепиано, ближе к концу вариации мелодия дублируется у скрипки. В девятой вариации скрипка не участвует вообще, зато пианист получает возможность сполна продемонстрировать свою технику в виртуозных пассажах. Скрипка возвращается в одиннадцатой вариации, в которой инструменты находятся в равном положении. В заключительной – двенадцатой вариации – скрипка решительно проводит тему на фоне пассажей фортепиано. В коде вновь используется прием pizzicato, в то время как пианист должен продемонстрировать связную игру в одной руке на фоне трели в другой (это был один из тех моментов, из-за которых современники зачастую считали произведения Бетховена чрезмерно сложными или даже «неисполняемыми»).
Хотя Бетховен и не присвоил опуса Двенадцати вариациям на тему из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», все же он это произведение опубликовал. Прислав ноты Элеоноре фон Бройнинг, композитор объяснил, почему он решил так поступить: ему стало известно, что некий венский пианист-композитор намеревается подражать его стилю, и Бетховен решил опередить этого музыканта, опубликовав собственное произведение. Была и еще одна причина, которая побуждала его издать произведение для дуэта скрипки и фортепиано с достаточно сложной фортепианной партией: Бетховен намеревался тем самым привести в смущение венских пианистов. Для такого желания у него были все причины – ведь некоторых из них композитор считал не просто коллегами и даже не просто конкурентами, а «заклятыми врагами». Поистине, нужно было обладать характером Бетховена, чтобы за считанные месяцы пребывания в австрийской столице успеть приобрести «заклятых врагов»!