Соната для скрипки и фортепиано № 2 ми-бемоль мажор, Op. 102 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1896). Премьера: 2 июня 1896 года, Париж; Пабло Сарасате (скрипка) и Камиль Сен-Санс (фортепиано).
Соната для скрипки и фортепиано № 2 ми-бемоль мажор создана в 1896 г. Если в Первой сонате, написанной десятилетием раньше, преобладали романтические тенденции, то во Второй в большей степени ощущается неоклассическое начало: четырехчастный цикл выстроен без всякого намека на поэмность, части его обособлены, очертания формы характеризуются классической стройностью.
Казалось бы, композитор сознательно задался целью возродить классические идеалы, но облик сонаты не исчерпывается стилизацией – ясные диатонические гармонии сочетаются с обилием неаккордовых звуков и множеством непрерывных модуляций с ритмическим разнообразием, особенно в первой части – Poco allegro.
Классические закономерности формы проявляются во второй части – Scherzo – энергичном скерцо, более цельном в ритмическом и тональном отношении, чем первая часть. Трио, четко отделенное от первого раздела, представляет собой трехголосный канон.
В третьей части – Andante – неоклассическая стилизация отступает в крайних разделах с их пением скрипки на фоне фортепианных «волн», но возвращается в среднем разделе.
Финал – Allegro grazioso – увлекает не столько мелодической выразительностью, сколько подвижностью. В целом Вторая соната представляется менее яркой, чем Первая, однако сам композитор ценил ее больше.
Первое исполнение Сонаты для скрипки и фортепиано № 2 ми-бемоль мажор состоялось в Париже в июне 1896 г., на концерте, посвященном пятидесятилетнему юбилею первого крупного публичного выступления Камиля Сен-Санса. Первым интерпретатором произведения стал Пабло Сарасате, а фортепианную партию исполнил автор. В стихах собственного сочинения, прочитанных на этом концерте, Сен-Санс вспоминал о начале своей исполнительской карьеры, о той стыдливости, которую испытывал он тогда, но заканчивалось стихотворение печальными образами увядших цветов, снега и едва тлеющего в очаге огня.