Брамс. Соната для кларнета и фортепиано No. 2

Clarinet Sonata, Op. 120, No. 2 (Es-dur)

Композитор
Год создания
1894
Дата премьеры
07.01.1895
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Соната для кларнета и фортепиано No. 1

В 1890 г. Иоганнесу Брамсу было пятьдесят семь лет. За спиной была долгая и насыщенная творческая жизнь, он добился признания, но всегда оставался исключительно требовательным к себе. Брамс опасался, что с возрастом его творческая фантазия может пойти на убыль, что он разочарует публику, и по этой причине он принимает решение завершить композиторскую деятельность. Брамс уже задумывался о составлении завещания, когда происходит событие, заставившее его вернуться к творчеству – композитор встретился с Рихардом Мюльфельдом. Этот музыкант начинал свою профессиональную деятельность в качестве оркестранта-скрипача, но затем самостоятельно научился искусству игры на кларнете. Он не только освоил этот инструмент, но и достиг в игре на нем подлинного совершенства.

С искусством виртуоза-кларнетиста Брамс был уже знаком – в 1886 г. он слышал в исполнении Мюльфельда Концертино Карла фон Вебера, и это выступление привело Брамса в восторг. Теперь же, получив возможность лично встретиться и пообщаться с музыкантом, композитор пожелал узнать побольше о возможностях кларнета. Желание его было исполнено – Мюльфельд сыграл для него множество произведений из своего репертуара, объяснил различные технические тонкости. Результатом явилось создание нескольких произведений с участием кларнета в последующие годы – квинтета, трио, а также двух сонат для кларнета и фортепиано, которые Иоганнес Брамс написал в 1894 г. В этих произведениях композитор предстает уравновешенным, умудренным опытом человеком, не утратившим радости жизни.

Соната для кларнета и фортепиано № 2 ми-бемоль мажор своим светлым образным строем перекликается с той приятной атмосферой, в которой создавалась она – в Ишле, где Брамс так любил проводить лето. Музыкальный материал развивается очень естественно и непринужденно, объединяясь в непрерывном «течении» мелодических линий.

В первой части – Allegro amabile – каждый из разделов сонатной формы начинается изложением главной партии в основной тональности, благодаря чему форма части приобретает особую уравновешенность. Полнозвучные и напевные мелодические линии сочетаются с гибкими и причудливыми фигурациями кларнета, которые «отзываются» в фортепианной партии. Светлый колорит первой части сочетается с взволнованным характером.

Часть вторая – Appassionato – написана в ми-бемоль миноре. Эта тональность не раз встречалась в творчестве Иоганнеса Брамса, в том числе и в сочетании с одноименным мажором. В ми-бемоль миноре написано Скерцо для фортепиано Op. 4, одно из первых опубликованных творений композитора. Ми-бемоль минор и ми-бемоль мажор соотносятся в первом опубликованном романсе Брамса – «Верность в любви». Ми-бемоль минор появляется в последней и наиболее трагедийной части Шести пьес для фортепиано Op. 118, а ми-бемоль мажор впоследствии появится – как просветленный итог – в «Четырех строгих напевах». Таким образом, образный строй страстно-напряженной второй части соприкасается с разными периодами творчества Брамса.

Третья часть – Andante con moto – с ее напевностью представляется удивительно светлой и созерцательной. Некоторую взволнованность вносят триольные фигурации в среднем разделе, появляющиеся у фортепиано и переходящие к кларнету. Созерцательность третьей части сменяется энергией подвижного финала – Allegro.

Произведения Брамса с участием кларнета, включая обе сонаты, впервые прозвучали в 1895 г. в Вене, а затем с успехом исполнялись в ходе двухмесячного гастрольного тура по городам Австрии и Германии, в котором наряду с Рихардом Мюльфельдом участвовали сам Иоганнес Брамс и скрипач Йозеф Иоахим. Желая подогреть интерес публики к этим концертам, композитор отложил издание произведений, они были опубликованы позже.

Издатель Зимрок желал, чтобы одновременно с оригинальной версией была издана другая, в которой кларнет был бы заменен альтом (это была обычная практика той эпохи – сонаты для кларнета Макса Регера, созданные через несколько лет, тоже были изданы в двух вариантах). Брамс не спешил это делать – видимо, не испытывая особого желания – и Зимрок поручил создание альтовых версий некоему Вильяму Купферу. Версия Купфера оставляла желать лучшего даже после того, как Брамс внес в нее исправления – очевидно, композитор вынужден был торопиться и работал небрежно. Вопреки своему обыкновению, он не внес изменений в фортепианную партию (как он обычно поступал, делая переложения собственных произведений). Не исключено, что Йозеф Иоахим, в те годы нередко игравший на альте, тоже принял участие в создании альтовой версии сонат для кларнета.

По прошествии месяца после издания двух версий – кларнетовой и альтовой – Иоганнес Брамс создает третью версию сонат, скрипичную. На этот раз он действует в соответствии со своими принципами, вносит ряд изменений в фортепианную партию. В настоящее время исполняются все три версии сонат Брамса – кларнетовая, альтовая и скрипичная.

Камерно-инструментальное творчество Брамса

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама