Дебюсси. Фантазия для фортепиано с оркестром

Fantaisie for piano and orchestra, L. 73

Композитор
Год создания
1890
Жанр
Страна
Франция
Клод Дебюсси / Claude Debussy

Наиболее значительным инструментальным произведением Клода Дебюсси в начале 1890-х явилась Фантазия для фортепиано с оркестром (1889—1890). В этой Фантазии — две части (но фактически три, поскольку вторая распадается на обширный медленный раздел и быстрый финал). Показателен монотематический принцип, проведенный через всё произведение. Сочинение Фантазии явилось для Дебюсси как бы полем борьбы старых и новых начал формы. Он еще не отступил от классических расчленений, но уже осуществил многое в конструировании целого на основе свободных смен впечатлений и ощущений.

Главными образными основами Фантазии явились пейзажность и жанровость (Исследователи творчества Дебюсси издавна отмечают влияние на эту Фантазию «Севеннской симфонии» В. д'Энди.), то есть те элементы, которые продолжали особенно привлекать симпатии Дебюсси и впоследствии.

Фантазия еще заметно уступает лучшим инструментальным произведениям Дебюсси. В ней есть длинноты и «излишества» формы и оркестровки, а главное — еще не установилось вполне своеобразное звукосозерцание: наряду с формирующимся импрессионизмом нередко выступают пережитки лирико-драматической трактовки образов. Но тем более существенны характерные особенности, «прозрения» и прочные находки.

В образах природы Дебюсси удается избежать воздействия вагнеровской натурзвукописи. Дебюсси идет по пути, более близкому русским композиторам,— он ищет особой тонкости и просветленности колорита. Любопытно, в частности, что основная тема Фантазии в своем начальном облике «зовов природы» близка к интонационной сфере весенних тем «Снегурочки» Римского-Корсакова (было ли тут прямое влияние — судить трудно):

Аналогичные моменты близости дают себя знать и в других местах.

Первая часть Фантазии посвящена по преимуществу образу обновляющейся и расцветающей жизни природы. Скорее всего, композитор вернулся тут к идеям симфонической сюиты «Весна»; он воплотил их теперь с большой яркостью и силой. Что касается характерных ладово-гармонических средств, то и увеличенные трезвучия и целотонность уже явственно начинают играть тут целеустремленную звукописную роль: тональная неопределенность позволяет им выказывать чисто интонационную (а не логическую) сторону и колоритно выражать журчания, шелесты и т. д. К концу первой части Дебюсси дает колористическую кульминацию, уже напоминающую (как и в «Танце») широко развитый впоследствии прием импрессионистского нарастания: отдельные ритмомелодические фигуры энергично «вдалбливаются» на crescendo, а колористические сдвиги дают контрастные «пятна» сопоставлений.

Первый раздел второй части Фантазии хочется вновь назвать лирическим пейзажем. Но тут созерцательность тяготеет к томности, разнеженности. Эта тенденция (вполне осуществленная лишь позднее, в «Послеполудне фавна») сочетается с другой, все еще близкой к лирике Массне, Гуно, Шоссона, отчасти Форе. Результат поэтому неопределенный: чистый гедонизм еще не получает законченного развития, а традиционная лирика выступает ослабленной, словно обескровленной.

Во втором разделе второй части — финальном Allegro molto — Дебюсси хорошо удается ухватить и уже не выпускать колористический импульс жанрово-импрессионистского танца. Вариант основной темы с самого начала дан (у струнных басов) остинатно, и это служит основой дальнейшего тонического построения формы при посредстве остинатных crescendo и контрастов колористических пластов. Не раз мы предчувствуем в музыке этого финала интонации и ритмы ноктюрна «Празднества» — не только, например, в отрывистых триолях духовых и струнных, но и в самой гармонии «тристановского» септаккорда от ми-диез (в виде квинтсекстаккорда), таинственно начинающего динамическое нарастание большого заключительного раздела (виолончели, фортепиано, литавры) (Стр. 122 и далее партитуры (издание — E. Fromont, 1920).). Нет сомнения, что это место можно рассматривать, как прямой эскиз экстатического подъема в средней части «Празднеств».

Во всех частях Фантазии, наряду с целотонными оборотами и увеличенными трезвучиями, можно найти также другие новинки Дебюсси (сошлемся, для примера, на любопытную гамму из полуторатона, четырех тонов и полутона в пассаже фортепиано на стр. 93—94 указанного издания партитуры).

Судьба «Фантазии» оказалась несчастливой. В 1890 году она должна была быть исполнена под управлением Венсана д'Энди. Однако Дебюсси обиделся на то, что в последний момент (ввиду перегруженности программы) было решено исполнить только первую часть Фантазии. Не говоря ни слова, он снял с пюпитров оркестровые партии, унес их с собой и написал объяснительное письмо д'Энди — очень вежливое, но непреклонное. Партитура была награвирована, но Дебюсси не разрешил ее издать. Впоследствии авторский запрет, очевидно, получил иной смысл: Дебюсси уже не считал свою партитуру достойной опубликования — он ушел вперед, превзойдя поиски и находки Фантазии (хотя и продолжал до некоторой степени ценить ее). В итоге последняя не была при жизни автора ни исполнена, ни опубликована. Первое ее исполнение состоялось лишь в 1919 году, а публикация в 1920.

Высоко оценил Фантазию (в 1919 г.) Равель, назвавший ее «очаровательной». Фантазия, с ее ясным и даже резковатым колоритом, безусловно, близка некоторым музыкальным картинам Равеля, в особенности, вакханалии из «Дафниса и Хлои».

Ю. Кремлев

Фортепианное творчество Дебюсси

реклама

вам может быть интересно

Гендель. Оратория «Иуда Маккавей» Вокально-симфонические

Словарные статьи

Фантазия 12.01.2011 в 18:43

рекомендуем

смотрите также

Реклама