Чарльз Стэнфорд. Сонаты для органа

Композитор
Жанр
Страна
Англия
Чарлз Вильерс Стэнфорд

В творчестве английского композитора Чарльза Стэнфорда органная музыка сыграла заметную роль. Сочинения для этого инструмента он начал создавать еще в молодости, в годы учения. Среди произведений конца 1910-х – начала 1920-х гг., завершающих творческий путь Стэнфорда, тоже немало органной музыки. К этому периоду относится вершина его органного творчества – пять сонат для органа.

Соната № 1 датирована маем 1917 г. Чарльз Стэнфорд посвятил ее своему другу – английскому органисту и композитору Алану Грею. В ней можно усмотреть некоторое сходство с органными сонатами Йозефа Райнбергера – немецкого композитора, современника Стэнфорда (как и в сочинениях Райнбергера, в сонате Стэнфорда наряду с заключительной фугой присутствует фугированный раздел в первой части). Тема, открывающая первую часть – Allegro molto moderato – изложенная преимущественно четвертными нотами, строгостью своего облика напоминает хорал. Вторая тема, в которой преобладают мелкие длительности, становится основой фугато. Часть вторая – Tempo di Minuetto – одна из самых светлых страниц органного творчества Стэнфорда, ее тема интонационно связана с первой темой предыдущей части. Интонации этой хоральной темы возникают и в третьей части – Allegro maestoso, имеющую с первой общую тональность (фа минор).

Соната № 2, завершенная в августе 1917 г., имеет подзаголовок «Eroica» «Героическая» и снабжена посвящением: «Шарлю-Мари Видору и великой стране, к которой он принадлежит». Посвятив произведение французскому органисту и композитору, Стэнфорд одновременно увековечил в ней события Первой мировой войны, когда французские войска участвовали в кровопролитных сражениях. Музыкальные намеки на величие Франции вплетены в ткань Сонаты: первая часть – Allegro moderato – имеет заглавие «Реймс» (в честь Реймского собора, где веками короновались французские монархи), ее основная тема напоминает мелодию, написанную в XV столетии францисканским монахом Жаном Тиссераном на текст, повествующий о воскресении и жизни вечной. «Марсельезу» (французский гимн) композитор не цитирует полностью, но отдельные ее интонации появляются во всех трех частях в разных вариантах. Спокойная и величественная первая тема второй части – Adagio molto – воспринимается как реквием по погибшим, вторая тема с ее пунктирным ритмом – как образ ужасов войны. В третьей части – Allegro moderato – мотивы французского гимна возникают особенно часто.

Соната № 3, написанная в ноябре 1917 г., тоже снабжена заглавием – Britannica – и посвящением, адресатом которого стал британский органист и композитор Уолтер Пэррат, современник Стэнфорда. В основу произведения положены мелодии двух гимнов, хорошо известных соотечественникам композитора. Первая часть – Allegro non troppo man con fuoco – строится на мелодии «St. Mary», колорит дорийского лада придает ей торжественный характер. Вторая часть – Larghetto – озаглавлена «Benedictus». В первой теме спокойные величественные фразы чередуются с мотивом, исполняемым на стаккато. Постепенное ускорение темпа приводит к торжественному провозглашению второй темы. В основу третьей части – Allegro molto e ritmico – положена мелодия гимна «Ганновер» (его создание некоторое время приписывалось Георгу Фридриху Генделю, но позднее было установлено, что истинным его автором является Уильям Крофт – английский композитор и органист эпохи барокко).

Соната № 4, «Celtica» написана в 1920 г. (обращение к кельтской тематике не вызывает удивления – ведь Чарльз Стэнфорд родился в Ирландии), она посвящена другу автора – английскому композитору и органисту Гарольду Дарку. В первой части – Allegro molto moderato – вновь, как и в Первой сонате, ощущается влияние Райнбергера (который в свою очередь во многом ориентировался на стиль Иоганна Себастьяна Баха), особенно во второй теме, имеющей хоральный склад. Часть вторая – Tema con variazioni – представляет собой тему с вариациями. Примечательная особенность вариационного цикла заключается в том, что одни вариации строятся на мелодии темы, а другие – на ее гармонии. Связь с кельтской тематикой наиболее непосредственно проявляется в третьей части, имеющей заглавие «St. Patrick’s Breastplate» (название этой древнеирландской молитвы обычно переводится как «Щит св. Патрика», но в действительности речь идет о доспехе, напоминающем кирасу).

Соната № 5, написанная в 1921 г., определена автором как Quasi una fantasia. В отличие от четырех предыдущих органных сонат, она не имеет циклической структуры, будучи одночастной, но в ней выделяются три раздела. Все они основаны на мелодии вокального сочинения Чарльза Стэнфорда «Энгельберг», которое композитор создал в 1904 г., под впечатлением поездки в Швейцарию.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама