String Quartet No. 13 (a-moll), D. 804 («Rosamunde Quartett»)
Струнный квартет № 13 ля-минор, созданный в 1824 г., занимает особое место в камерно-инструментальном творчестве Франца Шуберта. Впервые получают полное воплощение те принципы, которые впоследствии станут отличительными чертами шубертовских квартетов, в каждом из произведений преломляясь по-новому. В стилистическом отношении этот квартет имеет мало общего со своими предшественниками, однако сохраняется ведущая роль лирического и песенного начала, которое всегда имело большое значение в инструментальных произведениях Шуберта. В ля-минорном квартете имеется и непосредственная связь с одной из песен композитора – «Боги Греции».
Песню «Боги Греции» Франц Шуберт написал за пять лет до создания Квартета ля минор – в 1819 г., и литературной основой ее послужило одноименное стихотворение Фридриха Шиллера, точнее одна из его строф, в которой поэт выражает тоску по безвозвратно ушедшему прекрасному миру:
Светлый мир, о где ты? Как чудесен
Был природы радостный расцвет.
Ах, в стране одной волшебных песен
Не утрачен сказочный твой след.
Эта элегическая тоска по утраченному счастью не могла не тронуть композитора-романтика. Нельзя сказать, что в квартете песня цитируется непосредственно, но интонационная связь между мелодией этой песни и темой третьей части – менуэта – сомнений не вызывает. Более того, тема менуэта играет роль своеобразного «скрытого эпиграфа» ко всему произведению, задавая тон ему и раскрывая основную идею его: противопоставление светлой мечты и реальности, романтическая тоска по утраченному «светлому миру». Это противопоставление было выражено и в песне – контрастом минорного трагического восклицания и мягких, просветленных фраз в мажоре, в квартете же требовалось более развернутое воплощение этого образа.
Песенное начало в ля-минорном Квартете не ограничивается связью с «Богами Греции». Оно ярко выражено в первой части – Allegro ma non troppo – из всех камерно-инструментальных шубертовских произведений зрелого периода первая часть этого квартета по «песенности» не имеет себе равных. Ее интонационный склад и образный строй имеет немало общего с песней «Маргарита за прялкой»: в обоих произведениях печаль тонко сочетается со светлой надеждой. Раскрытие такого содержания требует особого построения сонатной формы: это скорее психологические коллизии, чем столкновение противоположных начал. Постоянное возвращение к одной мысли выражено в многократном возвращении главной партии, которая, таким образом, приобретает сходство с рефреном в форме рондо. Поскольку главная и побочная партии раскрывают различные грани одного лирического образа, острого контраста между ними быть не может, но все же контрастность в первой части тоже присутствует – ее порождают приемы мотивного развития. Волевым характером отличается связующая партия, которая играет весьма важную роль в разработке, где ее элементы объединяются в едином музыкальном движении с интонациями главной и побочной партий. По драматизму разработки Шуберт в некоторых моментах даже сближается с Бетховеном, но – в отличие от бетховенских сонатных allegro – эти порывы ни к чему не приводят, заканчиваясь внезапными «срывами»: мечты героя неосуществимы, усилия тщетны. Этот идейный вывод усугубляется новым проведением элегической главной партии в конце первой части – тем самым утверждается главенство ее эмоционального строя в произведении.
Основная тема второй части – Andante – встречается в нескольких произведениях Шуберта: в одном из антрактов из музыки к пьесе «Розамунда», в фортепианном Экспромте си-бемоль мажор. Своей простотой и повествовательностью она напоминает народно-песенную мелодию. Весьма оригинальна форма части, сочетающая черты сонатности и вариантно-строфического построения, однако второй принцип все-таки преобладает. Признаки сонатности проявляются во второй варьированной строфе – возникает разработочный эпизод, в котором находят выражение бурные чувства, скрывающиеся под внешним спокойствием. И все же созерцательно-элегическое начало преобладает в медленной части квартета над страстями.
Две образные сферы – затаенная мечта и идиллические воспоминания – раскрываются в третьей части – менуэте. Впрочем, с этим танцем тему роднит только изящество мелодического рисунка, а танцевальное начало как таковое сближается скорее с вальсом или лендлером. Некоторая неустойчивость гармонии оставляет впечатление недосказанности. Напротив, в трио, интонационно связанном с песней «Боги Греции», отличается ясностью и устойчивостью гармонии.
Тематический материал финала – Allegro moderato – связан и с темой трио менуэта, и с танцевальными фольклорными мелодиями, в особенности с венгерскими. Побочная партия интонационно близка тем песням цикла «Прекрасная мельничиха», которые повествуют о разбитых мечтах. В Квартете ля минор, в особенности в заключительной его части, выразилась двойственность натуры Шуберта, в которой – по свидетельству современников – жизнелюбие соседствовало со склонностью к меланхолии.