Král a uhlíř
Комическая опера Антонина Дворжака в 3 действиях, либретто Б. Гульденера и В. Й. Новотного.
Написана была в 1871 г. на либретто Б. И. Лобеского (псевдоним Б. Гульденера); в 1873 г. начались репетиции в театре, но композитор, столкнувшийся с недовольством исполнителей и не удовлетворенный произведением, забрал партитуру. В 1874 г. на то же либретто (с указанием подлинного имени его автора) Дворжак написал новую оперу, впервые исполненную 24 ноября 1874 г. В 1887 г. он еще раз вернулся к этому сочинению, переработав последнее действие на основе либретто В. Й. Новотного. Премьера 3-й редакции: Прага, 15 июня 1887 г.
Считавшаяся уничтоженной автором 1-я редакция была найдена в 1929 г. и тогда же поставлена. Однако обычно исполняется последняя версия в редакции К. Коваржовица.
Сюжет заимствован из чешского народного предания, а некоторые мотивы — из пьесы О. Копецкого «Олдржих и Божена». В музыке сильны народно-песенные элементы, но яркие картины народной жизни еще уживаются с воздействием французской оперы. Малоудачное либретто ограничило сценическую жизнь оперы.
Действующие лица:
- Король Матиаш, баритон
- Индржих, крживоклатский бургграф, тенор
- Угольщик Матей, бас
- Анна, его жена, меццо-сопрано
- Лидунка, их дочь, сопрано
- Еник, молодой угольщик, тенор
Первое действие
Первая картина. В глухом крживоклатском лесу окончилась под вечер королевская охота. Пора ехать домой, но нет короля. Он, как видно, заблудился в чаще. Тщетно трубят охотники в рога: никто не откликается. Охотники отправляются на розыски.
Вторая картина. Дочь старика-угольщика Матея — красавица-Лидунка и молодой угольщик Еник любят друг друга, но родители девушки не дают согласия на брак: они хотят найти дочери жениха побогаче. Неожиданно в бедной хате Матея появляется охотник, это — заблудившийся в лесу король. Он, не открывая своего имени, просит хозяина о ночлеге. Угольщик с женой радушно принимают гостя. Под вечер в хате собираются соседи, заходят и сельские музыканты, начинаются веселые танцы. Король приглашает танцевать Лидунку, это вызывает недовольство и ревность Еника.
Второе действие
Лидунка поведала гостю свою печаль. Охотник обещает помочь девушке — он устроит ей богатую свадьбу с любимым Еником, но при одном условии: Лидунка должна поцеловать своего гостя. Девушка согласна. В момент, когда она целует короля, входит Еник. Разгневавшись, он выхватывает нож и вступает в драку с незнакомцем. На шум сбегаются родные Лидунки и разнимают соперников. Вдруг неподалеку раздаются звуки охотничьих рогов, приближается королевская свита. Наконец-то придворные нашли своего повелителя. Но король успевает подать знак, чтобы они не раскрывали его имени. Прощаясь с гостеприимными хозяевами, он приглашает их к себе в Пражский замок.
Третье действие
Еник должен был отправиться на войну. Он честно нес свою службу, отличился и получил высокий чин. Прибыв в Пражский замок, он узнает, что сегодня здесь будет происходить суд над угольщиком Матеем, отцом любимой Лидунки. Король в виде особой милости назначает Еника судьей: подсудимый — земляк молодого воина. Угольщик обвиняется в том, что он будто бы нанял парня, который должен был убить и ограбить охотника, случайно попавшего в дом Матея. Перед судом предстают также жена и дочь Матея, но никто из них не узнает Еника в его парадном мундире. Юноша обрадован — теперь он сможет проверить, осталась ли верна ему Лидунка, ведь он так долго ничего не слышал о ней.
Еник-судья оправдывает угольщика Матея, но умышленно осуждает на смерть Еника-угольщика, т. е. самого себя. Тогда Лидунка бросается в ноги судье. Она умоляет помиловать своего возлюбленного. Во всем виновата она одна, пусть ей разрешат принять смерть вместо него. Убедившись в верности любимой девушки, глубоко растроганный Еник называет себя. Радость Лидунки безгранична. Появляется король. Он, согласно обещанию, отдает Лидунку в жены Енику и дарит ей богатое приданое. Угольщик Матей также получает хорошее вознаграждение за гостеприимство.
Только теперь узнают Матей, его жена и Лидунка, кто был их гостем.