Fantaisie for flute and piano, Op. 79
Во второй половине XIX столетия французские музыканты нередко посещали Германию, чтобы познакомиться с творениями Рихарда Вагнера. В Париже возникали многочисленные музыкальные салоны, в которых процветал своеобразный культ знаменитого немецкого композитора. Один из таких салонов носил название «Маленький Байройт». Этот салон, где исполнялись сцены из вагнеровских опер, посещали многие музыканты, в том числе – Венсан д’Энди, Габриель Форе, а также Поль Таффанель. Не исключено, что именно здесь состоялось знакомство Форе с Таффанелем – исполнителем и композитором, который по праву считается основоположником современной французской школы флейтового исполнительства. Концертировать этот флейтист начал в десятилетнем возрасте, а к концу XIX столетия был известен не только как исполнитель-виртуоз, но и как основатель ансамбля «Общество камерной музыки для духовых инструментов». Кроме того, начиная с 1890 г. он выступал как дирижер, а с 1892 г. руководил Оркестром концертного общества Парижской консерватории. Многогранная деятельность Поля Таффанеля включала и преподавание – с 1893 г. он возглавлял в Парижской консерватории кафедру флейты. Три года спустя – в 1896 г. – Габриель Форе стал в этом учебном заведении профессором композиции.
Поль Таффанель заботился о расширении репертуара флейты, не только создавая собственные произведения для этого инструмента, но и побуждая других композиторов писать такие сочинения. Результатом сотрудничества Таффанеля и Форе стало одно из самых изящных творений знаменитого французского композитора. В 1898 г. флейтист обратился к Габриелю Форе с просьбой о создании конкурсной пьесы для экзамена. Работа над произведением, занявшая не менее полутора месяцев, давалась композитору нелегко: «Я утонул в Таффанеле и погрузился по шею в арпеджио и стаккато! – восклицал композитор. – Я уже завершил сто четыре такта этой мучительной пытки!».
Результатом «пытки», которой подверг себя композитор по просьбе флейтиста, стала Фантазия для флейты и фортепиано. Это произведение дает флейтисту возможность продемонстрировать все стороны своего исполнительского мастерства – и «пение», и технику. Начинаясь напевной мелодией в духе сицилианы, Фантазия вскоре переходит к искрящейся россыпи пассажей, которая вновь сменяется вдохновенной кантиленой. Оба этих начала не противопоставляются, а органично переходят друг в друга. Фантазия сочетает в себе простоту и изысканность. Особое очарование придают ее музыкальному языку частые модуляции.
Фантазию для флейты и фортепиано представил публике победитель консерваторского конкурса Гастон Бланкарт в июле 1898 г. В 1957 г. французский композитор Луи Обер аранжировал произведение для оркестра. В настоящее время исполняются обе версии – и оригинальная (с фортепиано), и оркестровая.