Ян Сибелиус. Сюита для фортепиано «Кюлликки»

Композитор
Год создания
1904
Жанр
Страна
Финляндия
Ян Сибелиус в 1891 году

«Кюлликки» (фин. Kyllikki), Op.41 — три лирические пьесы для фортепиано Op.41 финского композитора Яна Сибелиуса (1904).

Карело-финский эпос «Калевала» не раз становился для Сибелиуса источником вдохновения – именно с ним связан первый успех композитора. На этот раз его внимание привлек образ гордой красавицы Кюлликки.

«У родных росла Кюлликки,
Выросла на славном Саари,
Возросла в высоком доме,
Стройно вытянулась ростом»,

– так начинается рассказ об этой героине в одной из рун (эпических песен) «Калевалы». Кто только ни сватался к девушке, блистающей красотой – даже сыновья Солнца, Месяца и Звезды добивались ее любви, но ни к кому она не была благосклонна. Посватался к ней и Лемминкяйнен, которому прежде не отказывала ни одна девушка – но упрямая красавица только смеялась над ним. Не сумев покорить сердце Кюлликки, герой решает похитить красавицу. Вечером он подкрадывается к танцующим на лужайке девушкам, бросает Кюлликки в сани и увозит ее. Напрасно сопротивляется она, напрасно умоляет отпустить. В конце концов, она соглашается стать его женой. Супруги обмениваются клятвами: Лемминкяйнен обещает никогда не добывать богатства мечом, а Кюлликки – никогда не танцевать. Но супружеское счастье оказалось недолгим, легкомысленная женщина не сдержала обещания – убежала из дома на танцы, и муж покинул ее, отправившись в странствие.

Эта история «рассказана» композитором в трех фортепианных пьесах лаконично, но очень ярко. Сибелиус останавливается на трех ее моментах – похищение Кюлликки Лемминкяйненом, ее сопротивление и последующее примирение со своей судьбой, нарушение обещания.

Первая пьеса – Largamente – Allegro – открывается медленным вступлением. Эпическая суровость слышится в его размеренном ритме, в поступенном движении, в тяжеловесном изложении мелодии в октаву с акцентированием каждого звука. Архаичность этой мелодии подчеркивается оборотами дорийского лада – перед слушателем словно открывается дверь в «седую старину», в мир суровой северной природы. Если вступление живописует «обстановку действия», то последующий быстрый раздел – это само «действие». На фоне бурного, взволнованного аккомпанемента сопоставляются две темы, представляющие героев. Одна из них – мужественная, устремленная вверх – связана с образом Лемминкяйнена. Кюлликки охарактеризована женственной темой, мягко ниспадающей. В развитии этих тем Сибелиус использует приемы, характерные для сонатной разработки – настолько драматичными представляются взаимоотношения героев.

Во второй пьесе – Andantino – Кюлликки сетует на свою горькую участь. На жалобных интонациях построены крайние разделы пьесы. Во втором разделе обрисован момент обмена клятвами. Драматический диалог Кюлликки и Лемминкяйнена звучит в контрастном сопоставлении напевных мелодических фраз, обладающих речевой выразительностью, с мощными аккордами и стремительными пассажами. Напряженность этого «диалога» подчеркивается частыми сменами регистров.

В третьей пьесе – Comodo – героиня отдается своему пристрастию к танцам. Стихия танцевальной музыки предстает в разных ипостасях – оживленный танец с оттенком скерциозности сменяется более спокойным. Повторяющиеся ритмические обороты, ладовая переменность и внезапные смены динамики воспроизводят особенности народных танцев. Предчувствием беды звучит в конце пьесы зловещая секвенция, построенная на мрачных уменьшенных септаккордах, но стихия пляски сметает ее.

Первоначально Сибелиус намеревался назвать «Кюлликки» пьесой в трех частях – настолько очевидна связь между тремя миниатюрами, проявляющаяся и в интонационных связях, и в логике их следования. В сопоставлении трех разнохарактерных пьес проступают черты сонатного цикла: драматическая первая часть, основанная на сопоставлении двух контрастных тем, медленная вторая, в которой сконцентрировано лирическое начало, и, наконец, жанрово-танцевальный финал в быстром темпе. Разумеется, рассматривать «Кюлликки» как сонату все-таки нельзя, но новаторство композитора заключалось в придании романтическому циклу фортепианных программных миниатюр отдельных признаков классического сонатного цикла – так органично сочетаются в творчестве Сибелиуса классические и романтические черты.

Цикл «Кюлликки» – одно из лучших фортепианных произведений Яна Сибелиуса. Он привлекает внимание свежестью музыкального языка и яркостью образов.

реклама

вам может быть интересно

Камиль Сен-Санс. Фортепианное трио No. 2 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама